Американцы намерены отдать МКС на откуп частным компаниям

ЭкспертБизнес

Космос отдадут бизнесу

Американцы намерены отдать МКС на откуп частным компаниям, которые будут развивать космический туризм. Первые миссии такого рода могут состояться уже в следующем году. Полет к МКС будет стоить не менее 52 млн долларов, проживание — 35 тыс. долларов в сутки

Заур Мамедьяров

NASA планирует открыть Международную космическую станцию для туристов

После долгих лет сопротивления коммерциализации Международной космической станции руководство NASA официально объявило, что откроет часть МКС для коммерческого использования. Бизнес получит возможность вести исследовательскую деятельность и даже снимать рекламные ролики или фильмы. Еще в 2018 году в бюджетном запросе президента США содержался призыв к прекращению прямого финансирования околоземной станции к 2025 году и передаче ее функций на баланс частных компаний. Законодатели этот запрос пока не поддержали, но в американском космическом агентстве уже приняли решение действовать.

Агентство провело опрос частных компаний — были собраны идеи, как использовать существующие сегменты станции и какие новые модули могут быть потенциально интересны. На запрос откликнулись 12 корпораций, включая Blue Origin, Lockheed Martin, Boeing. Их предложения были опубликованы NASA в конце мая, а уже в начале июня агентство выпустило директиву, которая позволит частникам покупать время и пространство на космической станции для маркетинговых акций, производства и тестирования продукции, а также отправлять на станцию собственных астронавтов. Всего же предложенных бизнес-моделей оказалось гораздо больше, однако в NASA сразу отметили, что все эти предложения пока не более чем идеи. Ни одного конкретного пути коммерциализации станции американцы не придумали. Остаются неясными и планы космического агентства относительно перспектив использования низкой околоземной орбиты в целом. Некоторые законодатели, в том числе республиканец Тед Круз, лоббируют закон, который обеспечит продолжение эксплуатации МКС вплоть до 2030 года. Таким образом, точное время выхода NASA из проекта пока тоже под вопросом, но согласие на подключение к нему частного бизнеса уже есть. В агентстве подчеркивают, что стоимость доставки людей и грузов в космос весьма высока, и это создает серьезные барьеры для частных компаний. NASA якобы готово содействовать компаниям в получении доступа к МКС, но о механизмах поддержки пока умалчивает.

Тем не менее компания Bigelow Aerospace из Лас-Вегаса объявила, что уже зарезервировала четыре запуска на МКС на кораблях SpaceX. За один раз планируется доставлять до четырех человек. Но первыми они не станут. В отличие от NASA, у Роскосмоса уже есть опыт в коммерческих запусках на околоземную станцию: госкорпорация совместно с компанией Space Adventures отправляет туда туристов с 2001 года. Последний туристический запуск к станции состоялся в 2009 году. Все коммерческие запуски туристов Роскосмос осуществлял на «Союзах» — поездки длились в среднем десять дней и стоили от 20 млн до 35 млн долларов.

NASA же строго запрещало использование своих сегментов МКС в коммерческих целях. До сих пор любая компания, желающая отправить продукты на американские сегменты МКС, должна была доказать, что в ее проекте есть какая-либо образовательная или исследовательская составляющая. Среди научных проектов США на станции — исследования в области здравоохранения, микробиологии, геонаук, биотехнологий, материаловедения. Лишь немногие результаты исследований нашли практическое применение (например, в разработке вакцин). При этом агентство не разрешало отправлять на космическую станцию чисто коммерческие проекты, а астронавтам США запрещено заниматься исследованиями, если существует хотя бы малейшая вероятность, что они будут использоваться для извлечения прибыли.

Космические суммы

Путешествие к МКС — удовольствие недешевое. Космический туроператор Bigelow Aerospace оценивает путевку на околоземную станцию для одного туриста в 52 млн долларов. В эту сумму входит перелет на корабле SpaceX и 30-дневное проживание на станции. Лишь небольшая часть этих денег достанется непосредственно NASA — агентство будет зарабатывать только на сдаче в аренду самой станции и ее ресурсов. Так, одна ночь на МКС для экипажа непрофессиональных астронавтов будет стоить около 35 тыс. долларов. Из них 11,25 тыс. — это доступ к системам жизнеобеспечения, а еще около 22,5 тыс. долларов — питание, воздух и медицинские препараты. Есть и разнообразные дополнительные услуги. Например, электричество на станции будет стоить 42 доллара за киловатт-час, а интернет — 50 долларов за гигабайт данных.

Использовать космическую станцию бизнес сможет с некоторыми ограничениями. Под «экипажем» NASA подразумевает «полный состав частных астронавтов за один полет» — в каждом таком турне одновременно могут принять участие не более четырех человек. Коммерческие запуски астронавтов можно будет проводить не чаще двух раз в год, сами астронавты смогут находиться на МКС только 30 дней. Произведем нехитрые подсчеты: два экипажа в год умножим на 30 дней на станции и на 35 тыс. долларов за день пребывания на станции — итого на космическом туризме при максимальной допустимой загрузке NASA сможет заработать 2,1 млн долларов. Несравнимо с выручкой, которую получат компании-операторы, — почти 500 млн долларов в год за отправку на космическую станцию двух экипажей по четыре человека при минимальной стоимости путевки 52 млн долларов.

Реальная стоимость для туристов может оказаться еще выше. Позволить себе такую поездку смогут только очень состоятельные люди и компании, однако их затраты кажутся незначительными в масштабе ежегодных расходов NASA на эксплуатацию станции — они составляют порядка трех миллиардов долларов. Передав контроль над МКС бизнесу, в агентстве рассчитывают получить средства для выполнения более амбициозных задач, таких как строительство окололунной космической станции и полеты астронавтов на Луну. NASA планирует высадить американских астронавтов на Луну к 2024 году.

Пока в SpaceX изучают аномалии апрельских испытаний Crew Dragon, компания Boeing готовится к первому полету своего Starliner, пока без людей. С астронавтами запуск обещают провести до конца года. Фото ТАСС

Выжить в космосе

За долю на рынке космического туризма американскому агентству предстоит бороться с Роскосмосом. Ранее в этом году российская госкорпорация заявила, что в 2020 и 2021 годах осуществит краткосрочные перелеты на МКС для двух непрофессиональных астронавтов, на станцию их доставят на корабле «Союз МС» с помощью ракеты-носителя «Союз-2». По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, соответствующие контракты уже заключены, однако имена космических туристов пока не разглашаются. Российская госкорпорация готова отвезти туристов на МКС за 40 млн долларов.

Как заявил глава российского представительства компании Space Adventures Сергей Костенко, переживать из-за появления конкурента на рынке космического туризма не стоит, поскольку «Союзы» используются для полетов туристов с 2001 года, тогда как американские компании только начинают такую работу. У американцев пока нет заявок, и сам американский корабль еще не готов. «Думаю, стоимость будет сопоставима, а может быть, и подороже. Дешевле, чем на “Союзе”, она точно не будет», — отметил г-н Костенко.

Планы NASA на космический туризм основаны на допущении, что к 2020 году корабли SpaceX Crew Dragon и Boeing CST-100 Starliner будут готовы к пилотируемому запуску. Американцы даже не рассматривают возможность запуска туристов на «Союзах». Однако пока NASA напрямую зависит от России: США рассчитывали, что уже в 2019 году смогут отказаться от запусков астронавтов на МКС с помощью российских космических кораблей, но создатели американских ракет подвели. В апреле капсула орбитального корабля SpaceX Crew Dragon взорвалась при наземном испытании системы аварийного спасения, а в марте стало известно, что Boeing откладывает пилотируемый испытательный полет CST-100, опять-таки из-за проблем при наземных испытаниях. США совсем не нужно повторение катастрофы «Челленджера» — лучше перестраховаться и продлить период испытаний, прежде чем запускать людей в космос на ненадежных кораблях. Запускать профессиональных астронавтов американцы продолжат на проверенных «Союзах» — пришлось заказать дополнительные места в российских кораблях на остаток 2019-го и начало 2020 года.

Стимулом для вовлечения частных компаний, NASA и МКС в космический туризм отчасти стала необходимость сокращать расходы на запуски. Почти две трети бюджета американского космического агентства на МКС уходит на доставку грузов и астронавтов. Американцы используют станцию по большей части в качестве испытательного полигона для дальнейших исследований Солнечной системы. Если допустить, что нишу полетов человека на низкую околоземную орбиту займет частный сектор, а финансирование и политическая поддержка полетов на Луну или Марс в США снизятся, то, возможно, финансируемая правительством программа пилотируемых полетов человека в космос вообще потеряет смысл. Более того, неизбежно старение оборудования МКС, и в будущем NASA может перевести свою исследовательскую деятельность на частные космические станции. Тогда перспективы отбить затраты на космический туризм для новых частных компаний вообще становятся туманными. Поэтому интерес агентства не столько в туризме, сколько в построении успешного взаимодействия с частными компаниями, чтобы нащупать новую перспективную бизнес-модель. Туризм же под вопросом. Недавние исследования Института оборонного анализа США, посвященные перспективам частных космических станций, не выявили перспектив прибыльности таких станций и очевидного коммерческого спроса на них. Да и значимых примеров коммерциализации результатов деятельности NASA на МКС нет.

Последние инициативы агентства совпали с долгожданным началом строительства окололунной станции (LOP-G). Грант на 375 млн долларов получила компания Maxar, которая разработает силовую установку и средства связи для модуля будущей станции. После мартовских заявлений вице-президента США Майкла Пенса о необходимости высадиться на Луну через пять лет в NASA решили ускоренно создать упрощенную версию LOP-G — она будет состоять только из жилого модуля, прикрепленного к модулю Maxar. Строительство этого модуля и LOP-G в целом становится самой важной задачей для агентства в ближайшие годы, а от околоземной станции, судя по всему, решено постепенно избавляться. И даже если космический туризм не оправдает ожиданий, это некритично для США. Цели американцев все больше удаляются от Земли — к Луне и к Марсу.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пиджак как знак протеста Пиджак как знак протеста

Взлеты, падения и триумфальное возвращение формального мужского костюма

Esquire
50 важных идей, чтобы наслаждаться жизнью 50 важных идей, чтобы наслаждаться жизнью

Список утверждений, которые помогут по-новому взглянуть на жизненные ценности

Psychologies
Место раздора Место раздора

В Грузии очередной всплеск антироссийских настроений

Эксперт
«Среди зелёных волн, лобзающих тавриду…» «Среди зелёных волн, лобзающих тавриду…»

Какие места скрываются за строками из произведений А. С. Пушкина

Наука и жизнь
«Великий комбинатор 1990-х»: как жил Сергей Мавроди «Великий комбинатор 1990-х»: как жил Сергей Мавроди

Esquire проходит по следам «великого комбинатора» 1990-х

Популярная механика
Почему вам обязательно нужно пойти на выставку Кати Туркиной Почему вам обязательно нужно пойти на выставку Кати Туркиной

Фотограф Vogue Italia в «Рихтере» с 25 июня

Vogue
Хэ знает Хэ знает

Научный редактор сайта Laba.Media рассказывает историю ученого Хэ Цзянкуя

Esquire
«Те, кто услышит меня сегодня, могут заработать побольше». Игорь Сечин об «экономическом шовинизме» США и акциях Тesla «Те, кто услышит меня сегодня, могут заработать побольше». Игорь Сечин об «экономическом шовинизме» США и акциях Тesla

На ПМЭФ глава «Роснефти» выступил с подчеркнуто жесткой по отношению к США речью

Forbes
5 причин, почему стоит посмотреть сериал «Семейный брак» 5 причин, почему стоит посмотреть сериал «Семейный брак»

Чем так хорош британский проект State of the Union

GQ
Низы хотят, верхи могут Низы хотят, верхи могут

Как показывает опыт Нижнего Новгорода, «верхи», оказывается, тоже кое-что могут

Огонёк
Санкционная политика Санкционная политика

Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

АвтоМир
На деревню девушке На деревню девушке

Любовные письма раскрывают интимную сторону жизни великих людей

Robb Report
Как пластилиновые любовники Татьяны Бродач покорили мир Как пластилиновые любовники Татьяны Бродач покорили мир

Где купить пластилиновых любовников Татьяны Бродач

Vogue
Директор Foreo в России — о морщинах, моргании и подделках Директор Foreo в России — о морщинах, моргании и подделках

Яркие щеточки Foreo — один из самых популярных гаджетов в Instagram

РБК
Альфа-банк и «Т Плюс» раскрыли суть претензий к Абызову на 34 млрд рублей Альфа-банк и «Т Плюс» раскрыли суть претензий к Абызову на 34 млрд рублей

Альфа-банк, «Т Плюс» и конкурсный кредитор требуют с Абызова 34 млрд рублей

Forbes
Архитектура, поглощённая инженерами Архитектура, поглощённая инженерами

В высотке комфортно в любую жару без всяких кондиционеров

Наука и жизнь
Что стоит за заявлением российского ученого о генетическом редактировании эмбрионов? Что стоит за заявлением российского ученого о генетическом редактировании эмбрионов?

Генетик Денис Ребриков хочет стать вторым в мире ученым, после Хэ Цзянькуя

Forbes
Терпение лопнуло. Почему Теодор Курентзис ушел из Пермской оперы Терпение лопнуло. Почему Теодор Курентзис ушел из Пермской оперы

Куда исчез бюджет и проект реконструкции нового здания Пермской оперы

Forbes
Бизнесмен, которых хотел скупить всех. Чем известен новый владелец Sotheby's Бизнесмен, которых хотел скупить всех. Чем известен новый владелец Sotheby's

Французский телеком-магнат Патрик Драи сам купил Sotheby's

Forbes
Хирург без скальпеля Хирург без скальпеля

Встреча c одним из ведущих российских врачей, имя которого знают во всем мире

StarHit
Перемена мест Перемена мест

Актриса и певица Шарлотта Генсбур везет в Москву и Петербург новый альбом

Vogue
«Одесса» Валерия Тодоровского — история о детских воспоминаниях и любви «Одесса» Валерия Тодоровского — история о детских воспоминаниях и любви

«Кинотавр» открылся самым подходящим для этого фильмом

Esquire
Три четверти бизнесменов не успели поставить онлайн-кассы к 1 июля Три четверти бизнесменов не успели поставить онлайн-кассы к 1 июля

Предпринимателям, не успевшим подключить онлайн-кассы, могут грозить штрафы

Forbes
«Дон Корлеоне, мне нужна справедливость»: о чем говорит первое «свободное» интервью Кирилла Серебренникова «Дон Корлеоне, мне нужна справедливость»: о чем говорит первое «свободное» интервью Кирилла Серебренникова

Интервью Кирилла Серебренникова

СНОБ
Не только о лошадях Не только о лошадях

Должен ли крупный и солидный седан обладать очень мощным мотором?

АвтоМир
Модные планы на выходные. 29–30 июня Модные планы на выходные. 29–30 июня

«Экология как новая политика», летняя еда и каннское кино

Vogue
Труман Капоте о Мэрилин Монро: «Прекрасное дитя (разговорный портрет)» Труман Капоте о Мэрилин Монро: «Прекрасное дитя (разговорный портрет)»

Труман Капоте и Мэрилин Монро

Esquire
«Плывем по улице Ленина»: что жители Иркутской области рассказывают о наводнении «Плывем по улице Ленина»: что жители Иркутской области рассказывают о наводнении

Что говорят о происходящем в Братске непосредственные очевидцы?

Forbes
Правда о Синдбаде-мореходе Правда о Синдбаде-мореходе

Как арабы стали мореплавателями, в точности неизвестно

Наука и жизнь
Советы отцов-миллиардеров. Чему титаны бизнеса учат своих детей Советы отцов-миллиардеров. Чему титаны бизнеса учат своих детей

Советы о бизнесе и жизни, которые миллиардеры дали своим детям

Forbes
Открыть в приложении