Компании применяют технологии виртуальной реальности в обучении сотрудников

ЭкспертHi-Tech

Как сгореть на работе и остаться живым

Российские компании пробуют применять технологии дополненной и виртуальной реальности в обучении сотрудников. К привычным очкам и шлемам добавился интерактивный костюм для осязания виртуальных миров

Вера Колерова

Костюм Teslasuit содержит внутри целый компьютер: электронные платы, процессор, оперативную память

Иммерсивные технологии начинают активно использовать не только разработчики игр, но и компании в разных отраслях, от ритейла до промышленности. Пока речь в основном идет о включении VR и AR-элементов в образовательные программы с целью повысить эффективность обучения.

Тон задает западный бизнес — например, ритейлер Walmart закупил в этом году у компании Oculus 17 тысяч VR-гарнитур для обучения сотрудников (один из самых крупных экспериментов в этой области). Но и наш не отстает. Корпоративные университеты РЖД и Сбербанка активно внедряют программы с использованием виртуальной и дополненной реальности. ВТБ, Mail.ru Group и ряд других компаний находятся в шаге от начала применения обучающих программ.

Сбербанк создал Лабораторию виртуальной реальности и работает по трем направлениям: проводит виртуальные лекции, создает обучающие видеоролики по технологии 360° (панорамное видео для очков виртуальной реальности), использует VR-тренажеры — например, для отработки навыков публичных выступлений. Подобные тренажеры популярны и у других компаний. В данном случае это имитационная среда, в которой моделируется аудитория с анимированными персонажами в зале и искусственно создаются раздражающие факторы — мигание лампы, кашель в зале, смех. С помощью специального аппарата регистрируется уровень тревоги по показателям кожно-гальванической реакции человека. Цель — постепенно снизить тревожность у спикеров, которые должны выступать перед аудиторией, настроенной критически, настороженно или равнодушно.

По словам Кирилла Стеценко, руководителя направления VR/AR корпоративного университета Сбербанка, обучение в такой форме проходят порядка 35 тысяч менеджеров банка. По результатам внутреннего исследования Сбербанка, при использовании VR/AR-инструментов эффективность обучения в среднем повышается на 20%.

При корпоративном университете РЖД открыта лаборатория цифровых технологий, где сотрудники могут получить новый опыт на тренажерах виртуальной реальности: например, топ-менеджмент компании виртуально «сбросили» с небоскреба, кто-то смог «посидеть» в кресле инвалида. Видимо, это позволяет испытать незабываемые эмоции, которые можно конвертировать во что-то полезное.

По словам руководителя корпоративной академии G-Energy Academy компании «Газпромнефть — смазочные материалы» Инны Митиной, использование иммерсивных инструментов критически важно для создания единых корпоративных стандартов в рамках отработки различных сценариев взаимодействия в конечных точках предоставления услуг и продаж, а также для отработки механики реагирования в кризисных ситуациях с целью полного исключения травматизма на производстве.

У обучающих VR/AR-программ есть преимущества. Во-первых, к ним можно возвращаться в любой момент без привлечения дополнительных человеческих ресурсов — тренеров, экспертов и т. д. Для воспроизведения проекта достаточно специального оборудования и ПО.

В пример Инна Митина приводит программу обучения приемке автомобиля в СТО, реализованную в компании. Ее использование позволяет сократить расходы на обучение почти в два раза при значительном повышении эфективности. За пять лет проведения ежемесячных тренингов с участием тренеров-людей расходы составили бы 9,75 млн рублей. А расходы на ту же программу тренингов с применением иммерсивных инструментов — 4,2 млн рублей.

Внедрению VR/AR-проектов способствует появление нового оборудования. Это уже не относительно древние и недорогие очки дополненной реальности, а новые версии шлемов виртуальной и дополненной реальности и даже более сложный интерфейс для взаимодействия с виртуальной реальностью — костюмы с обратной тактильной связью, позволяющие «осязать» цифровую среду.

Такой умный костюм российским компаниям в рамках пилотных проектов поставляет стартап Teslasuit — международный проект с белорусскими корнями, мелкосерийным заводом в Бресте, штаб-квартирой в Лондоне и представительством во Франции. Скоро откроется офис в Калифорнии.

Костюмеры из Белоруссии

Стартап, в котором работает почти сотня человек (из них 60 специалистов R&D), начинался несколько лет назад как инициатива 19-летнего разработчика Сергея Хурса, который мечтал создать костюм, способный полностью погрузить человека в компьютерную игру. В 2016 году в проект пришли первые частные инвестиции.

Дмитрий Михальчук
считает, что у костюмов
с обратной тактильной
связью, разработанных
в Белоруссии,
большое будущее на
международном рынке

«Нам повезло, что все наши десять фаундеров — из разных сфер, кто-то из чистой науки, кто-то из медицины, а я, например, работал в области технологий и маркетинга», — рассказывает Дмитрий Михальчук, сооснователь Teslasuit, старший вице-президент по развитию бизнеса.

Внешне вполне элегантный костюм Teslasuit содержит в себе целый компьютер: внутри зашиты электронные платы собственной разработки (основное ноу-хау проекта), процессор, оперативная память. Костюмная «ткань» заставляет человека ощущать в реальности то, что происходит в цифровом мире: например, можно почувствовать прикосновение или удар. Как объясняют разработчики, программное обеспечение, которое поставляется с костюмом, позволяет проектировать ощущения: встроенные в костюм электроды могут стимулировать нервную систему.

Костюм Teslasuit включает в себя несколько систем: захвата движения, электростимуляции мышц и нервной системы, передачи тепла. В него встроены датчики биометрии и датчики для считывания ЭКГ, которые снимают показания в движении. Кроме того, в Teslasuit реализована система измерения гальванического сопротивления кожи, благодаря которой можно получать данные об уровне стресса и сфокусированности человека, — например, можно понять, насколько внимательно человек слушал лекцию, в какие моменты и на какое время отвлекался. Это позволяет вести качественную статистическую базу о прохождении тренингов. А в некоторых случаях даже определять, насколько человек соответствует своей специальности.

Teslasuit начинала сотрудничать с разработчиками игр, интегрируя костюм в их продукты, однако стартап пришел к выводу, что они не готовы платить за такое сложное оборудование. Не готов к этому и в целом потребительский рынок — родители не будут пока покупать детям столь дорогие «игрушки».

Наибольший интерес к продукту белорусов ожидаемо проявили представители порноиндустрии. «Они пришли к нам еще до первых корпоративных клиентов и продолжают ходить, как коты вокруг банки со сметаной, — говорит г-н Михальчук. — Но для нас имеет значение репутация, мы не можем ассоциировать с ними свой продукт». По информации Дмитрия Михальчука, на эту «индустрию», одну из старейших в сети, пока приходится пока не более одного процента контента в VR/AR.

Стартап благоразумно выбрал корпоративный рынок, где, как оказалось, технологии Teslasuit могут открыть новые возможности.

Как рассказывает Дмитрий Михальчук, в первую очередь костюм может найти применение в иммерсивном тестировании продуктов и интерфейсов, прототипы которых сначала строятся в виртуальной реальности, а затем проводится живая симуляция, когда человек набирает опыт работы с ними.

Второе приоритетное направление для Teslasuit — сфера охраны безопасности труда: костюм можно применять для тренировки сотрудников, обучения их действиям в нештатных ситуациях. «Хороший кейс мы делаем сейчас с компанией, которая работает в сфере добычи полезных ископаемых, — говорит г-н Михальчук. — При эксплуатации бурильных установок возникает множество случаев, когда работник может потерять палец. А мы умеем симулировать эти рабочие операции в виртуальной реальности. Костюм выдает диапазон реакций — от приятных до неприятных, и мозг запоминает, каких движений во время работы делать не нужно».

Несмотря на то что продукт Teslasuit еще дорабатывается — создается программное обеспечение, которое затем позволит интегрировать его с внешними системами, стартап уже ведет несколько пилотных проектов в России, например с компаниями Modum Lab (разработчик бизнес-продуктов на основе иммерсивных технологий для VR/AR-устройств) и «Газпромнефть — смазочные материалы». По словам Дмитрия Михальчука, для корпоративных клиентов стоимость костюма с сопровождением составляет порядка 15 тысяч долларов.

Совместно с Modum Lab белорусский стартап реализовал кейс для компании «Газпромнефть — смазочные материалы» по обучению сотрудников работе на нефтеналивной эстакаде. Всё происходит как в компьютерной игре: обучающийся, облаченный в костюм с обратной связью, видит, как его аватар передвигается по экрану, где воссоздана обстановка нефтеналивной эстакады. Тренер, который может находиться в другом городе или стране, передает ему инструкции, как действовать. В определенный момент происходит разлив нефтепродуктов и их возгорание — значит, нужно быстро покинуть платформу.

Что может испытать обучающийся? Он видит и чувствует ограждения и понимает, что нужно быть аккуратным, чтобы не упасть за платформу. В момент, когда он вставляет трубу в цистерну, на руку подается обратная связь от костюма, и становится понятно, какое нужно прикладывать усилие. «Находиться на платформе в момент взрыва очень неприятно, — говорит Дмитрий Михальчук. — Причем ситуация смоделирована таким образом, что происходит несколько микровзрывов и каждая новая волна горения отражается на всем теле человека в зависимости от того, где он расположен относительно центра возгорания».

К концу следующего года Teslasuit должна представить новую премиум-версию костюма с усовершенствованными системами захвата движения и биометрии.

Пока компания не зарабатывает, зато, по словам Дмитрия Михальчука, много вкладывает в разработку сразу нескольких продуктов. «Мы не называем наших инвесторов и конкретных сумм, но могу сказать, что мы очень хорошо профинансированы», — говорит Михальчук. Через четыре-пять лет костюмы Teslasuit планируется выпустить на широкий потребительский рынок, но до этого стартап хочет разработать продукты для профессионального спорта и медицины, а также закрепиться в растущем корпоративном секторе (за счет заказов от компаний проект должен выйти на точку безубыточности уже в 2019 году).

Рынок технологий виртуальности — один из самых быстрорастущих. По прогнозам консалтинговой компании IDC (International Data Corporation), продажи AR- и VR-устройств до 2022 года будут расти со среднегодовым темпом 52,5%. Goldman Sachs прогнозирует, что весь рынок технологий виртуальной и дополненной реальности уже в 2020 году составит более 13 млрд долларов, а к 2025-му — более 25 миллиардов.

Фотографии предоставлены компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тело как «Лего» Тело как «Лего»

Производители протезов борются за саморегулирование рынка ради пациентов

Эксперт
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане

Количество бороздящих морские просторы судов растет год от года

Наука и техника
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
Спору — нет / спору — да Спору — нет / спору — да

Где подстерегают людей конфликты и почему они полезны?

Men Today
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
О науках естественных и не очень О науках естественных и не очень

Как выбраться из болота экономической неопределенности

Деньги
Королевский детектив Королевский детектив

В 1694 году Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк вошёл во дворец Эрнста Августа

Дилетант
9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года 9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года

Внедорожники Mercedes-AMG, которые покорят вас своей максимальной скоростью

4x4 Club
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Анжелина Воронцова: «Красивые линии, музыкальность и способность передавать телом эмоции — то, чем русский балет покорил мир» Анжелина Воронцова: «Красивые линии, музыкальность и способность передавать телом эмоции — то, чем русский балет покорил мир»

Прима-балерина Михайловского театра — о феномене «Щелкунчика»

СНОБ
«Финал — это место, где завязываются новые конфликты» «Финал — это место, где завязываются новые конфликты»

Вячеслав Курицын о последних главах «Войны и мира»

Weekend
«Мониторинг магнитного поля — это наш компас» «Мониторинг магнитного поля — это наш компас»

Каково вырасти в семье политического деятеля и философа, а стать математиком?

Наука
7 способов укротить боль 7 способов укротить боль

Боль бывает разная, ноющая, колющая, резкая, слабая. Можно ли от неё избавиться?

Здоровье
«Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии «Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии

О слабости Люка к фастфуду и увлечении компьютерными играми

Forbes
Лёгкая импровизация Лёгкая импровизация

Лёгкий и мягкий интерьер, в котором много воздуха и света

Идеи Вашего Дома
Со времен Александра Невского Со времен Александра Невского

Пять московских достопримечательностей с удивительной историей

Зеркало Мира
Фонтан из бренди и частный концерт Майкла Джексона: 5 лучших вечеринок в истории Фонтан из бренди и частный концерт Майкла Джексона: 5 лучших вечеринок в истории

Лучшие вечеринки XX века: кто их организовывал, а кто был на них гостями?

ТехИнсайдер
Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней

Как добывают редкие цветные драгоценные камни и в чем их ценность?

Forbes
«Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе «Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе

Whole Lotta Swag — о своем отношении к критике и философии успеха

Forbes
Как Октавия Хилл в XIX веке управляла недвижимостью и помогала бедным людям Как Октавия Хилл в XIX веке управляла недвижимостью и помогала бедным людям

Как Октавия Хилл в XIX веке приводила в порядок лондонские трущобы?

Forbes
От Бронте до Агаты Кристи: писательница Бьянка Питцорно о роли женщин в литературе От Бронте до Агаты Кристи: писательница Бьянка Питцорно о роли женщин в литературе

Писательница Бьянка Питцорно рассуждает об авторах-женщинах

Forbes
Где живут люди-рыбы Где живут люди-рыбы

В Юго-Восточной Азии живут люди, не представляющие себя без моря и свободы

Зеркало Мира
Открыть в приложении