Ильдар Абдразаков остается одним из самых востребованных российских артистов

ЭкспертЗнаменитости

Ильдар Абдразаков, голос «Шаляпина»

На Зимнем фестивале искусств в Сочи Ильдар Абдразаков в сопровождении оркестра «Новая Россия» под управлением Алексея Рубина спел арии, романсы и песни из репертуара Федора Шаляпина

Вячеслав Суриков

Ильдар Абдразаков — самый востребованный на мировой сцене российский певец. Фото: Алексей Молчановский / Пресс-служба зимнего фестиваля искусств

Ильдар Абдразаков 22 года назад исполнил партию Родольфо из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» в театре «Ла Скала» и с тех пор остается одним из самых востребованных на мировой сцене российских артистов. В прошлом году он открывал в «Ла Скала» сезон, спев партию царя Бориса в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке датского режиссера Каспера Хольтена и итальянского дирижера Риккардо Шайи. Для артиста это было шестое открытие сезона в «Ла Скала» и первое, когда он пел в опере, написанной русским композитором. Ильдар Абдразаков выступил на сцене этого театра больше 90 раз. Уже в марте этого года, после того как споет в серии премьерных показов «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха, их число перевалит за сто. В 2010 году театр предложил ему выступить с сольным концертом. В декабре 2021 года Ильдар Абдразаков в четвертый раз вышел на сцену миланского театра в этом формате. Для российского исполнителя это рекорд. Он пел на всех значимых оперных площадках мира: это Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венская государственная опера, Баварская государственная опера, Парижская национальная опера, Ковент-Гарден, Большой театр.

Ильдар Абдразаков родился и вырос в Уфе. По национальности башкир. Тембр его голоса — бас-баритон (считается, что таким же тембром обладал Федор Шаляпин). Музыкальное образование получил в Уфимском государственном институте искусств. Наставник, сыгравший ключевую роль в его становлении как певца, — профессор Миляуша Муртазина. Старт его российской карьере дали телевизионный конкурс Ирины Архиповой и Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки. Благодаря им он дебютировал на сцене Мариинского театра, вошел в состав его оперной труппы и начал европейскую карьеру.

Сейчас он сам создает аналогичные возможности для вокалистов. В 2016 году создал Фонд поддержки и продвижения молодых талантов и развития международных культурных связей. В 2018-м фонд запустил фестиваль с мастер-классами, открытыми репетициями звезд мировой сцены, спектаклями и концертами всемирно известных и молодых оперных вокалистов.

В карьере Ильдара Абдразакова есть повороты, на которые едва ли решался кто-нибудь еще из оперных певцов. В прошлом году он стал участником третьего сезона популярнейшего телевизионного шоу «Маска» на канале НТВ. В нем профессиональные исполнители выступают в костюмах настолько необычных, что понять, кто под ними скрывается, невозможно. Ильдар Абдразаков выступал в костюме дракона, пел песни из репертуара Сергея Шнурова, Филиппа Киркорова, Григория Лепса, Билли Айлиш и стал победителем шоу. В 2014 году он снялся в роли Федора Шаляпина в одной из новелл фильма «Елки 1914». В этом году он стал одним из создателей образа Федора Шаляпина в сериале «Шаляпин» в постановке Егора Анашкина. Его премьера состоялась 13 февраля — в день 150-летия со дня рождения певца. Главную роль в биографическом телесериале сыграл драматический актер Александр Горбатов, обладающий внешним сходством с Федором Шаляпиным, а поет за него Ильдар Абдразаков.

Возможно, этот проект, а также волна интереса к творчеству Федора Шаляпина, связанная с его полуторавековым юбилеем, вдохновила певца на создание программы с номерами из репертуара великого русского певца. Он представил ее на сочинском Зимнем фестивале искусств, который в нынешнем году прошел в шестнадцатый раз под художественным руководством Юрия Башмета. Почти всякий бас-баритон из России так или иначе сопоставляет себя с Федором Шаляпиным — самым успешным русским певцом. К счастью, от него остались записи, пусть несовершенные, которые все же могут дать представление о масштабах его таланта. В сериале есть эпизод: Федор Шаляпин негодует по поводу качества записей — насколько они искажают его пение. Но они не только донесли до нас звук его голоса, но и создали легенду, которая едва ли достигла бы такого масштаба, если бы карьера русского исполнителя ограничилась выступлениями на театральной сцене.

В истории мировой культуры Федор Шаляпин — идеальный певец, обладающий не только невероятным по силе и красоте голосом, но и незаурядным артистическим дарованием. Чтобы претендовать на сопоставление с ним, мало спеть его репертуар — необходимо еще поразить публику талантом драматического актера. Вокальные возможности Ильдара Абдразакова близки к тому самому представлению об идеальном певце. Он смог добиться свободы в управлении голосом, позволяющей ему не только пропевать ноты и выдерживать оптимальную силу звука, но и добавлять в него те самые драматические оттенки, которых мы ждем от певца, сопоставляющего себя с Шаляпиным. Наверно, самый эффектный номер, известный в его записи, — куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст». Они и так оперный хит, кто бы их ни исполнял. Музыка сама по себе создает образ, и от певца требуется только соответствовать его силе и выразительности. Но если ему удается не просто стать частью музыкальной стихии, но приподняться над нею, выделиться из кавалькады звуков, которую обрушивает на слушателя оркестр, образ многократно усиливается. И это как раз то, что мы видим на сцене в исполнении Ильдара Абдразакова.

В арии Лепорелло из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» Ильдар Абдразаков включает в свое исполнение элементы пластики и показывает своего героя без помощи декораций и костюма. Ему хватает психологического «грима». Сила музыки заключена в образе, который она создает. И если исполнители оркестра могут это делать лишь с помощью звуков, извлекаемых из музыкальных инструментов, то певец творит его не только голосом, но и всем телом. И этого может оказаться вполне достаточно для того, чтобы и показать персонажа, и передать его историю. Всё остальное — декорации, грим, костюм — дорисует воображение слушателя. Да и голос певца, когда он начинает перевоплощаться в персонажа всем своим существом, а не просто пропевать ноты, звучит по-другому. В этом ценность записей Федора Шаляпина, которые все же смогли донести внутреннюю пластичность певца — его способность к перевоплощению и умение рассказать историю.

Затем Ильдар Абдразаков переключился на лирическую волну и спел «Утреннюю песнь» Жюля Массне, романс Михаила Глинки «Сомнение», «О, если б мог выразить в звуке» Леонида Малышкина. Каждое их этих произведений — классический вокальный номер. И здесь Ильдару Абдразакову удалось найти свою манеру исполнения и преодолеть навязчивый стереотип восприятия привычно звучащей музыки. И снова обращение к образу Мефистофеля. На этот раз в еще одной песне, вызывающей устойчивые ассоциации с виртуозным шаляпинским исполнением, — в «Блохе» Мусоргского. Ее тоже нельзя просто спеть по нотам. Она требует актерского перевоплощения. Ильдар Абдразаков демонстрирует соединение вокального мастерства и драматического, которое дает новое качество звука — им когда-то поразил мир Федор Шаляпин.

Заключительная часть программы — русские народные песни: «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Степь да степь кругом». Ильдар Абдразаков исполнил их вместе с Камерным хором Московской консерватории. И ему удалось погрузить слушателя в эмоции, запечатленные в музыке и словах в уже почти бесконечно далекие времена. Как же далеки от нас лесорубы, корчующие «дубинушки», бурлаки, тянущие суда против течения реки, ямщик, замерзающий в степи и прощающийся с миром! В сочинском Зимнем театре с этими песнями произошло то же, что, скорее всего, происходило, когда их пел Федор Шаляпин в начале XX века. Они перестали быть песнями про лесорубов и бурлаков, но превратилась в воплощение стихии, сила которой проявляется внезапно и неотвратимо. Ничто не может ее остановить. Она сметает все, что встает на ее пути. Ильдар Абдразаков убеждает нас: какими выдающимися ни были бы певцы прошлого, те, кто поет здесь и сейчас, ничуть не менее талантливы. Пусть они еще не так овеяны легендой, но это нисколько не сказывается на мастерстве их исполнения и силе воздействия их голоса на слушателей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Текстовое сообщество Текстовое сообщество

Тима Радя: поэзия на улице

Weekend
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Как перестать стесняться своего тела и фантазий и начать получать удовольствие

Добрые советы
В молекуле от зомби-апопокалипсиса: как белок может сломать человеческий мозг В молекуле от зомби-апопокалипсиса: как белок может сломать человеческий мозг

Отрывок из книги «В молекуле от безумия»

Forbes
Стабильность в эпоху потрясений Стабильность в эпоху потрясений

Как российские и мировые компании пытаются быть устойчивыми

РБК
Принять свое одиночество Принять свое одиночество

Какие шаги можно предпринять, чтобы легче переживать одиночество?

Psychologies
«Деньги — это не секрет счастья, но они могут немного помочь». Как на самом деле связаны финансовый успех и эмоциональное благополучие «Деньги — это не секрет счастья, но они могут немного помочь». Как на самом деле связаны финансовый успех и эмоциональное благополучие

Как деньги влияют на наше счастье?

Inc.
Одна вокруг света: город с открытки и отражение вулкана в озере Одна вокруг света: город с открытки и отражение вулкана в озере

211-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Крылатая дюжина Крылатая дюжина

У бабочек найдется чем удивить нас, кроме их знаменитой красоты!

Вокруг света
Кодекс ухода за лицом для женщин 50+: запомни эти 8 простых правил Кодекс ухода за лицом для женщин 50+: запомни эти 8 простых правил

Простая формула ухода за зрелой кожей, которая поможет повернуть время вспять

VOICE
Какое авто выгоднее - гибрид или Какое авто выгоднее - гибрид или

Каким водителям выгодно выбрать гибридный привод?

ТехИнсайдер
Зов далеких островов Зов далеких островов

Дальний Восток России — регион с обилием уникальных природных ландшафтов

Y Magazine
Целительный лайк. Как приложения для знакомств помогают пережить расставания Целительный лайк. Как приложения для знакомств помогают пережить расставания

Зачем регистрироваться в приложениях для дейтинга сразу после расставания?

СНОБ
Кирилл Гребенщиков: «За пять минут до начала иногда думаю: «Вот бы все отменили и не пришлось выходить на сцену!» Но потом это отступает...» Кирилл Гребенщиков: «За пять минут до начала иногда думаю: «Вот бы все отменили и не пришлось выходить на сцену!» Но потом это отступает...»

Популярность — это результат, а для меня всегда важен процесс

Караван историй
Как восстановиться после развода: 7 советов психотерапевта — залечите раны Как восстановиться после развода: 7 советов психотерапевта — залечите раны

Как помочь себе, когда кажется, что нечем дышать, и земля уходит из-под ног?

Psychologies
Неудобное право: что происходит с доступом к абортам в России Неудобное право: что происходит с доступом к абортам в России

Чем может грозить запрет абортов в России?

Forbes
Ирония судьбы Ирония судьбы

Как чувство юмора определяет наше отношение с людьми и миром?

Лиза
Кофеин снижает ожирение и риск развития диабета. Но есть нюансы Кофеин снижает ожирение и риск развития диабета. Но есть нюансы

Ученые отметили, что напитки с кофеином могут привести к снижению ожирения

ТехИнсайдер
Что делать, если один наушник AirPods не работает? Что делать, если один наушник AirPods не работает?

AirPods великолепны — за исключением случаев, когда один из них не работает

ТехИнсайдер
Эксперт рассказал, как гладить кота, чтобы он не злился на вас Эксперт рассказал, как гладить кота, чтобы он не злился на вас

Забавный факт: вашей кошке, вероятно, не нравится, как вы ее гладите

ТехИнсайдер
Иконы стиля. Как менялся идеал красоты в России Иконы стиля. Как менялся идеал красоты в России

Женские типажи, которые ярко воплощали свое время и понятие «русская красавица»

Лиза
Возраст и рацион: как с помощью диеты сохранить активность и здоровье Возраст и рацион: как с помощью диеты сохранить активность и здоровье

Есть ли взаимосвязь возраста и режима питания?

РБК
Французская кошка Французская кошка

Актриса Валери Зоидова говорит, что раскрывать женские характеры интересно

OK!
Все о модной голливудской «диете» на уколах для диабетиков: риски, побочки и мнение врачей Все о модной голливудской «диете» на уколах для диабетиков: риски, побочки и мнение врачей

Как на самом деле работает и чем «диета» на уколах опасна для здоровых людей

VOICE
Серая зона: почему в России не строят арендное жилье Серая зона: почему в России не строят арендное жилье

Почему девелоперы не хотят строить доходные дома?

Forbes
Новые лица: пять молодых театральных актеров, за которыми стоит следить Новые лица: пять молодых театральных актеров, за которыми стоит следить

Пять самых интересных новых актеров московской сцены

Forbes
Владелец Regent — о пяти слагаемых ресторанного бизнеса и винной карте Владелец Regent — о пяти слагаемых ресторанного бизнеса и винной карте

Ресторатор Алексей Пинский — о балансе меню и нюансах составления винной карты

РБК
Из чего сделаны наши девчонки: 11 фильмов о сильных женщинах Из чего сделаны наши девчонки: 11 фильмов о сильных женщинах

Фильмы о сильных женщинах: от смелости и выносливости до оголтелой мстительности

Правила жизни
Нарциссы: как их распознать и правильно вести себя с ними Нарциссы: как их распознать и правильно вести себя с ними

Как вычислить нарциссов в окружении и всегда ли нужно рвать отношения с ними

Правила жизни
Синдром злой мачехи: как взрослой дочери наладить отношения с контролирующей матерью Синдром злой мачехи: как взрослой дочери наладить отношения с контролирующей матерью

О том, почему у повзрослевших дочерей часто разрушаются отношения с матерями

Forbes
Открыть в приложении