Ильдар Абдразаков остается одним из самых востребованных российских артистов

ЭкспертЗнаменитости

Ильдар Абдразаков, голос «Шаляпина»

На Зимнем фестивале искусств в Сочи Ильдар Абдразаков в сопровождении оркестра «Новая Россия» под управлением Алексея Рубина спел арии, романсы и песни из репертуара Федора Шаляпина

Вячеслав Суриков

Ильдар Абдразаков — самый востребованный на мировой сцене российский певец. Фото: Алексей Молчановский / Пресс-служба зимнего фестиваля искусств

Ильдар Абдразаков 22 года назад исполнил партию Родольфо из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» в театре «Ла Скала» и с тех пор остается одним из самых востребованных на мировой сцене российских артистов. В прошлом году он открывал в «Ла Скала» сезон, спев партию царя Бориса в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке датского режиссера Каспера Хольтена и итальянского дирижера Риккардо Шайи. Для артиста это было шестое открытие сезона в «Ла Скала» и первое, когда он пел в опере, написанной русским композитором. Ильдар Абдразаков выступил на сцене этого театра больше 90 раз. Уже в марте этого года, после того как споет в серии премьерных показов «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха, их число перевалит за сто. В 2010 году театр предложил ему выступить с сольным концертом. В декабре 2021 года Ильдар Абдразаков в четвертый раз вышел на сцену миланского театра в этом формате. Для российского исполнителя это рекорд. Он пел на всех значимых оперных площадках мира: это Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венская государственная опера, Баварская государственная опера, Парижская национальная опера, Ковент-Гарден, Большой театр.

Ильдар Абдразаков родился и вырос в Уфе. По национальности башкир. Тембр его голоса — бас-баритон (считается, что таким же тембром обладал Федор Шаляпин). Музыкальное образование получил в Уфимском государственном институте искусств. Наставник, сыгравший ключевую роль в его становлении как певца, — профессор Миляуша Муртазина. Старт его российской карьере дали телевизионный конкурс Ирины Архиповой и Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки. Благодаря им он дебютировал на сцене Мариинского театра, вошел в состав его оперной труппы и начал европейскую карьеру.

Сейчас он сам создает аналогичные возможности для вокалистов. В 2016 году создал Фонд поддержки и продвижения молодых талантов и развития международных культурных связей. В 2018-м фонд запустил фестиваль с мастер-классами, открытыми репетициями звезд мировой сцены, спектаклями и концертами всемирно известных и молодых оперных вокалистов.

В карьере Ильдара Абдразакова есть повороты, на которые едва ли решался кто-нибудь еще из оперных певцов. В прошлом году он стал участником третьего сезона популярнейшего телевизионного шоу «Маска» на канале НТВ. В нем профессиональные исполнители выступают в костюмах настолько необычных, что понять, кто под ними скрывается, невозможно. Ильдар Абдразаков выступал в костюме дракона, пел песни из репертуара Сергея Шнурова, Филиппа Киркорова, Григория Лепса, Билли Айлиш и стал победителем шоу. В 2014 году он снялся в роли Федора Шаляпина в одной из новелл фильма «Елки 1914». В этом году он стал одним из создателей образа Федора Шаляпина в сериале «Шаляпин» в постановке Егора Анашкина. Его премьера состоялась 13 февраля — в день 150-летия со дня рождения певца. Главную роль в биографическом телесериале сыграл драматический актер Александр Горбатов, обладающий внешним сходством с Федором Шаляпиным, а поет за него Ильдар Абдразаков.

Возможно, этот проект, а также волна интереса к творчеству Федора Шаляпина, связанная с его полуторавековым юбилеем, вдохновила певца на создание программы с номерами из репертуара великого русского певца. Он представил ее на сочинском Зимнем фестивале искусств, который в нынешнем году прошел в шестнадцатый раз под художественным руководством Юрия Башмета. Почти всякий бас-баритон из России так или иначе сопоставляет себя с Федором Шаляпиным — самым успешным русским певцом. К счастью, от него остались записи, пусть несовершенные, которые все же могут дать представление о масштабах его таланта. В сериале есть эпизод: Федор Шаляпин негодует по поводу качества записей — насколько они искажают его пение. Но они не только донесли до нас звук его голоса, но и создали легенду, которая едва ли достигла бы такого масштаба, если бы карьера русского исполнителя ограничилась выступлениями на театральной сцене.

В истории мировой культуры Федор Шаляпин — идеальный певец, обладающий не только невероятным по силе и красоте голосом, но и незаурядным артистическим дарованием. Чтобы претендовать на сопоставление с ним, мало спеть его репертуар — необходимо еще поразить публику талантом драматического актера. Вокальные возможности Ильдара Абдразакова близки к тому самому представлению об идеальном певце. Он смог добиться свободы в управлении голосом, позволяющей ему не только пропевать ноты и выдерживать оптимальную силу звука, но и добавлять в него те самые драматические оттенки, которых мы ждем от певца, сопоставляющего себя с Шаляпиным. Наверно, самый эффектный номер, известный в его записи, — куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст». Они и так оперный хит, кто бы их ни исполнял. Музыка сама по себе создает образ, и от певца требуется только соответствовать его силе и выразительности. Но если ему удается не просто стать частью музыкальной стихии, но приподняться над нею, выделиться из кавалькады звуков, которую обрушивает на слушателя оркестр, образ многократно усиливается. И это как раз то, что мы видим на сцене в исполнении Ильдара Абдразакова.

В арии Лепорелло из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» Ильдар Абдразаков включает в свое исполнение элементы пластики и показывает своего героя без помощи декораций и костюма. Ему хватает психологического «грима». Сила музыки заключена в образе, который она создает. И если исполнители оркестра могут это делать лишь с помощью звуков, извлекаемых из музыкальных инструментов, то певец творит его не только голосом, но и всем телом. И этого может оказаться вполне достаточно для того, чтобы и показать персонажа, и передать его историю. Всё остальное — декорации, грим, костюм — дорисует воображение слушателя. Да и голос певца, когда он начинает перевоплощаться в персонажа всем своим существом, а не просто пропевать ноты, звучит по-другому. В этом ценность записей Федора Шаляпина, которые все же смогли донести внутреннюю пластичность певца — его способность к перевоплощению и умение рассказать историю.

Затем Ильдар Абдразаков переключился на лирическую волну и спел «Утреннюю песнь» Жюля Массне, романс Михаила Глинки «Сомнение», «О, если б мог выразить в звуке» Леонида Малышкина. Каждое их этих произведений — классический вокальный номер. И здесь Ильдару Абдразакову удалось найти свою манеру исполнения и преодолеть навязчивый стереотип восприятия привычно звучащей музыки. И снова обращение к образу Мефистофеля. На этот раз в еще одной песне, вызывающей устойчивые ассоциации с виртуозным шаляпинским исполнением, — в «Блохе» Мусоргского. Ее тоже нельзя просто спеть по нотам. Она требует актерского перевоплощения. Ильдар Абдразаков демонстрирует соединение вокального мастерства и драматического, которое дает новое качество звука — им когда-то поразил мир Федор Шаляпин.

Заключительная часть программы — русские народные песни: «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Степь да степь кругом». Ильдар Абдразаков исполнил их вместе с Камерным хором Московской консерватории. И ему удалось погрузить слушателя в эмоции, запечатленные в музыке и словах в уже почти бесконечно далекие времена. Как же далеки от нас лесорубы, корчующие «дубинушки», бурлаки, тянущие суда против течения реки, ямщик, замерзающий в степи и прощающийся с миром! В сочинском Зимнем театре с этими песнями произошло то же, что, скорее всего, происходило, когда их пел Федор Шаляпин в начале XX века. Они перестали быть песнями про лесорубов и бурлаков, но превратилась в воплощение стихии, сила которой проявляется внезапно и неотвратимо. Ничто не может ее остановить. Она сметает все, что встает на ее пути. Ильдар Абдразаков убеждает нас: какими выдающимися ни были бы певцы прошлого, те, кто поет здесь и сейчас, ничуть не менее талантливы. Пусть они еще не так овеяны легендой, но это нисколько не сказывается на мастерстве их исполнения и силе воздействия их голоса на слушателей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спасти Европу Спасти Европу

Алейда Ассман обсуждает будущее демократии в условиях национализма

Эксперт
6 типичных ошибок в публичных выступлениях 6 типичных ошибок в публичных выступлениях

Как сделать свое выступление запоминающимся, ярким и полезным?

Psychologies
Нет дыма без огня Нет дыма без огня

Ироничный спор об искусстве на картине Диего Веласкеса

Вокруг света
Оценка в настоящем и будущем: взгляд грантодающих организаций | The Present and the Future of Evaluation: The Donors’ View Оценка в настоящем и будущем: взгляд грантодающих организаций | The Present and the Future of Evaluation: The Donors’ View

Какие значимые изменения произошли в 2022 году в сфере оценки в целом?

Позитивные изменения
Загадки Третьего рейха Загадки Третьего рейха

Аненербе – самая таинственная организация в новейшей истории человечества

Зеркало Мира
Что такое телематический блок и как он помогает сэкономить на каско Что такое телематический блок и как он помогает сэкономить на каско

Что представляет из себя телематика и для чего она нужна аккуратным водителям

CHIP
Чем опасны искусственные подсластители: 6 страшных последствий для здоровья Чем опасны искусственные подсластители: 6 страшных последствий для здоровья

Думаете, если заменить обычную колу на диетическую, вы сможете похудеть?

ТехИнсайдер
Впервые за десятилетия математики приблизились к разгадке таинственных Впервые за десятилетия математики приблизились к разгадке таинственных

Границы чисел Рамсея наконец были сужены

ТехИнсайдер
Боль и слова Боль и слова

Актеры сериала «Содержанки» – о любви

Новый очаг
«Следствие вели»: почему нам так интересны преступники и как это отражается на нашей психике «Следствие вели»: почему нам так интересны преступники и как это отражается на нашей психике

Почему многие из нас становятся фанатами тру-крайма?

Psychologies
Войти в сад Войти в сад

Четыре года назад Антон Шуранов открыл крошечную студию цветов на «Аэропорте»

Seasons of life
Автофикшн: 5 лучших книг для знакомства с жанром Автофикшн: 5 лучших книг для знакомства с жанром

Подборка книг для погружения в автофикшн

Maxim
Архитектура Архитектура

Революция даже архитектуре придавала нездоровый драматизм

Правила жизни
Как я встретила отца спустя 15 лет: история родительской ссоры глазами дочери Как я встретила отца спустя 15 лет: история родительской ссоры глазами дочери

Как родители делают ребенка невольным заложником своих решений

Psychologies
Как устроено донорство яйцеклеток в России Как устроено донорство яйцеклеток в России

Как ЭКО с донорскими яйцеклетками решает проблемы тяжелого бесплодия

СНОБ
Почему бренди ничем не хуже коньяка и как научиться разбираться в этом напитке Почему бренди ничем не хуже коньяка и как научиться разбираться в этом напитке

Честно говоря, мы думали, что бренди — это просто. Но все гораздо сложнее

Maxim
Можно ли убить во сне: психиатр — о типичных и редких нарушениях сна Можно ли убить во сне: психиатр — о типичных и редких нарушениях сна

Отрывок из книги «Секс, смерть и галоперидол. Как работает мозг преступника»

Psychologies
По следам героев фильма «Чебурашка» По следам героев фильма «Чебурашка»

Маршрут по локациям съемок «Чебурашки»: все их можно посетить за одну поездку!

Лиза
Как почистить стиральную машину: эти средства быстро удалят накипь и запах в барабане Как почистить стиральную машину: эти средства быстро удалят накипь и запах в барабане

Как без затруднений почистить стиральную машину в домашних условиях

ТехИнсайдер
Одна вокруг света: игра в така-така и спасение машины механиком Хосе Одна вокруг света: игра в така-така и спасение машины механиком Хосе

210-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Ой, мамочки! Ой, мамочки!

Женщины, которые воспитывают нескольких детей и успевают жить полной жизнью

Здоровье
Как поставить живые обои на ПК? Как поставить живые обои на ПК?

Украсить свой рабочий стол красивой анимацией очень просто

CHIP
Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь? Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь?

Изучаем главный факт о системе, которая знакома большинству водителей

CHIP
Молния, ветер со скоростью 1600 км в час, кислотный дождь: самая экстремальная погода в Солнечной системе Молния, ветер со скоростью 1600 км в час, кислотный дождь: самая экстремальная погода в Солнечной системе

Земля — действительно райское место, если сравнивать ее с другими планетами

ТехИнсайдер
Этот Ford Bronco 1968 года с двигателем Coyote, способен разорвать любое бездорожье Этот Ford Bronco 1968 года с двигателем Coyote, способен разорвать любое бездорожье

Ford Bronco, определивший внедорожные тренды на много десятилетий вперёд

4x4 Club
Пример страсти и воинственности: история первой леди Аргентины Эвы Перон Пример страсти и воинственности: история первой леди Аргентины Эвы Перон

Эва Перон могла жить как светская львица, но посвятила себя борьбе с бедностью

Forbes
Самые уродливые внедорожники всех времён и народов Самые уродливые внедорожники всех времён и народов

Внедорожники, которые своим внешним видом могут превратить вашу жизнь в хоррор

4x4 Club
Раскрыта тайна смерти Бетховена: из-за злоупотребления алкоголем у композитора было заболевание печени и гепатит В Раскрыта тайна смерти Бетховена: из-за злоупотребления алкоголем у композитора было заболевание печени и гепатит В

Учёные провели генетический анализ сохранившихся волос Людвига ван Бетховена

ТехИнсайдер
Как мозг отдает предпочтение определенным книгам или кафе? Интересный факт! Как мозг отдает предпочтение определенным книгам или кафе? Интересный факт!

Что происходит в нашем мозгу, когда он принимает решения на основе предпочтений

ТехИнсайдер
5 решений, которые делают цветочный бизнес экологичнее 5 решений, которые делают цветочный бизнес экологичнее

Простые экологичные решения в сфере флористики

СНОБ
Открыть в приложении