Зов далеких островов
Дальний Восток России — удивительный регион с обилием уникальных и почти нетронутых цивилизацией первобытных природных ландшафтов. Сложно найти склонного к путешествиям человека, который не мечтал бы обойти на яхте Курильские острова, собственными глазами увидеть камчатские вулканы и полюбоваться пейзажами Приморья. Ориентируясь на эти широко известные достопримечательности, люди часто упускают из виду Шантарские острова, которые можно считать вишенкой на торте всего Дальнего Востока.
Состоящий из 18 обособленных островных частей, этот архипелаг находится в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края. По геологическим меркам он отделился от материка буквально вчера — всего около 16000 лет назад — и представляет собой отроги спускающейся в Охотское море горной гряды.
У Шантарских островов интересная история: в минувшие века люди пытались обжить их, но все поселения просуществовали недолго. В советское время на Большом Шантаре, самом крупном острове архипелага, стояли воинская часть ПВО с аэродромом для легких самолетов и поселок на четыре сотни человек со зверофермой, где разводили соболя. К 1960-м годам остров обезлюдел, и туда стали наведываться браконьеры, выгребавшие из моря буквально все живое. Разграбление этой высокопродуктивной акватории удалось остановить лишь в 2013 году, когда на архипелаге основали национальный парк «Шантарские острова», поставили пограничный пост и навели порядок.
Путь на Шантары из Владивостока насчитывает порядка 1000 миль. До узкого пролива Невельского идти сравнительно просто: течения в Татарском проливе слабые, а ветер почти всегда северный или южный, то есть встречный или попутный. Дальше — сложнее. В Амурском лимане, Сахалинском заливе и самом Шантарском море сильные течения, особенно во время сизигийных приливов и отливов, местами встречаются сулои, часто стоит плотный туман.
По словам Максима Александрова, путешественника и основателя компании Shantar Travel, привычными яхтсменам картами вроде Navionics можно руководствоваться лишь на пути от Владивостока до Советской Гавани, а вот дальше на север они уже не точные. Те, кто ходит на Шантары, используют оцифрованные старые бумажные сухопутные карты, которые немного захватывают прибрежные акватории, но это, конечно, компромисс.
«У Navionics в этом районе карты действительно некачественные, — поясняет Сергей Губернаторов, основатель компании “ССГ Навигация”. — Они оцифрованы в основном с бумажных карт Американского агентства пространственной разведки (NGA), которые практически не поддерживаются в актуальном состоянии. В коллекции С-МАР этот район был покрыт очень хорошо на основании российских бумажных карт; почти все рыболовные суда пользовались именно этими электронными картами. Однако введенные санкции плюс решение Регистра Ллойда (владельца коммерческой коллекции С-МАР) и компании Navico (владельца коллекции С-МАР для маломерного флота) закрыть российский офис и исключить все карты России из обеих коллекций С-МАР сделали их бесполезными для российских пользователей распространенных иностранных плоттеров».
В качестве альтернативы старым картам можно использовать ноутбук или планшет с российским ПО «Лоция ВВП» или «Лоция ТУР» со свежими официальными морскими электронными картами, которые издает УНиО МО РФ.
С бункеровкой по пути дело обстоит чуть лучше. Заправить яхту топливом и пополнить запасы провизии получится в Советской Гавани, в поселке Де-Кастри и в Николаевскена-Амуре. Естественно, о яхтенных заправках на воде речь не идет, так что готовьтесь возить горючее канистрами. Если планируете долго оставаться на архипелаге, то можно заказать бензовоз в заливы Николая или Рейнеке. Примерно в 120 км от Большого Шантара на материке находятся поселки Чумикан и Тугур, однако рассчитывать на то, что там удастся заправиться или купить продуктов, не стоит, так как они сами зависят от северного завоза.