Евгений Дятлов — о превратностях актерской судьбы и плохих сценариях

ЭкспертЗнаменитости

Евгений Дятлов: «Дар голоса — возможность обрести невыразимую легкость бытия»

Актер театра и кино, один из лучших исполнителей романсов за всю историю этого жанра — о превратностях актерской судьбы, плохих сценариях, об отрицательных персонажах и даре голоса

Вячеслав Суриков

Одним из музыкальных наставников Евгения Дятлова (на фото) был Эдуард Хиль. ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев

В отечественный прокат выходит фильм «Подольские курсанты» с Евгением Дятловым в одной из главных ролей. Еще одна премьера — показ на Первом канале сериала «Тобол» (по одноименному роману Алексея Иванова), где актер появляется в роли первого сибирского губернатора Матвея Гагарина. Евгений Дятлов — обладатель не только дара перевоплощения, но и яркой и выразительной манеры исполнения, в которой соединились его музыкальный и актерский таланты. Отечественная аудитория могла оценить его благодаря телевизионным проектам «Две звезды» и «Точь-в-точь». «Эксперт» поговорил с актером и певцом о том, как складывается его актерская карьера и как сочетается с карьерой музыкальной.

— По какому алгоритму вы попадаете в тот или иной кинопроект?

— В большинстве случаев я оказываюсь в широком круге претендентов на ту или иную роль благодаря соответствию типажу, необходимому съемочной группе. Это общепринятый путь. Мы можем пересчитать по пальцам актеров, на которых сразу пишут сценарии: когда сценарист и режиссер примерно понимают, кого имеют в виду, еще только усаживаясь за сценарный стол. Я не отношусь к числу таких актеров.

— Самая продолжительная по экранному времени ваша роль — капитан Дымов в «Улицах разбитых фонарей». Чем вас так привлек этот персонаж?

— До этого сериала я работал в разовых проектах в режиме «где-то пришелся ко двору, где-то не пришелся, и до свидания». Так живут почти девяносто процентов актеров в нашей стране. Они попадают на кастинг, и им везет или не везет. Тогда мне предложили работу в проекте «Улицы разбитых фонарей», потому что его покинули сразу четыре ведущих актера: Юрий Кузнецов, Анастасия Мельникова, Сергей Селин и Алексей Нилов, а еще раньше Саша Лыков. Это произошло неожиданно для создателей сериала, и им надо было быстро набрать актеров. И моя кандидатура подошла. Когда актер преследует цель повысить профессиональный уровень, научиться вести себя спокойно перед камерой, приобрести навыки, которыми он еще недостаточно владеет, и у него появляется возможность ежедневно работать в кадре, такая роль — счастливый случай. Обратная сторона медали — ты играешь образ на протяжении такого длительного времени, что его начинают с тобой ассоциировать. Это очень трудно преодолеть. Он поселяется в головах зрителей. И режиссеры потом неохотно предлагают тебе что-то выходящее за рамки закрепившегося за тобой образа.

— Если вам попадается недостаточно подробно прописанный сценарий, что вы предпринимаете? Есть ли у актера шанс вытянуть сценарий своей игрой?

— Поначалу, если видел, что сценарий не проработан, я так и думал: смогу дотянуть. Но это была иллюзия, из разряда очень печальных. Зачастую тебе кажется, что если сценарист поленился, то режиссер должен это понять. Ты понимаешь: образ не доработан, он ходульный, поверхностный, штампованный. Все думают, что только у актеров есть штампы, но на самом деле у сценаристов они тоже есть. Строчат тексты километрами, потому что хотят заработать деньги. Смотришь в эти тексты и не видишь ничего общего с реальностью. В одиночку актер с этим справиться не может. Самообман думать: «Я буду держать фигу в кармане и сыграю это как-то по-другому». Если сценарист и режиссер считают, что в тексте все нормально, актер ничего не сможет сделать. Только рассчитывать, что сумеет органично просуществовать в кадре, но как и почему, останется внутри актера. Последнее время, если мне что-то кажется недотянутым, я стараюсь прийти к режиссеру или сценаристу и сказать им об этом. Дальше у меня есть право выбора: оставаться в проекте или нет. Согласятся с моим мнением режиссер и сценарист или не согласятся, это их личный выбор и их понимание задуманного проекта, за который отвечают именно они вместе с продюсером. Актер — последний на линии. Если он приходит и говорит, что ему чего-то не хватает, не факт, что так и есть и что ради него надо что-то менять в общей концепции проекта. Это очень сложный процесс. Но право выбора есть всегда.

— Был ли у вас период, когда вам предлагала роли, работа над которыми у вас не вызывала сомнений?

— Нет, такого периода у меня не было. Такие периоды бывают у других актеров, которые по каким-то причинам становятся любимыми у тех или иных успешных режиссеров. Режиссер выбирает одного актера из всех, делает его своим альтер эго в экранном мире и идет с ним из картины в картину. Такое бывает и в театре: режиссер Юрий Бутусов в самом начале своей карьеры постоянно работал с актерами, которых сейчас знает вся страна: Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым, Михаилом Трухиным, Андреем Зибровым. Но такое случается не часто и не со всеми. У меня этого не было и нет. Мне просто иногда везет сняться у таких мэтров, как Сергей Снежкин, Дмитрий Месхиев, Сергей Урсуляк, Владимир Бортко. Это счастливые эпизоды в моей актерской жизни.

— Как вы сочетаете кинематографическую и музыкальную карьеру: не мешает ли одна другой?

— Они никак не мешают друг другу, но никак и не помогают. Мне повезло, что у меня сложилась продолжительная актерская карьера. Она никогда не прерывалась: я не психовал, не бросал ее, не уходил в грузчики или таксисты. С какого-то момента началась моя музыкальная карьера, и она тоже длится и длится не прерываясь: у меня есть своя публика, я ее очень люблю и провожу для нее музыкальные вечера. Вот и все.

— Помимо съемок в фильмах и концертных выступлений на вашем счету череда телевизионных проектов. Позволили ли они вам расширить свою аудиторию?

— Конечно, это и было основной целью участия во всех проектах. Они напрямую влияют на популярность. Благодаря им повышаются шансы на то, что тебя позовут в какой-то новый проект, поскольку ты привлекаешь внимание широкой аудитории и становишься узнаваемым. Это важно для всех, кто работает в кино. Если ты музыкант и тебя начинают узнавать, значит, у тебя становится больше возможностей выступать с концертами. И телевизионные проекты позволяют в очередной раз испытать свои силы. Когда включаешься в проект всем своим организмом, тогда и происходит расширение внутренних горизонтов. Узнаешь для себя что-то новое, начинаешь тщательно работать с тем, что до сих пор упускал из виду. Телевизионные проекты расширяют не только аудиторию, но и кругозор.

— Как часто вам приходится жертвовать развитием в каком-то из направлений ради того, чтобы раскрыться в другом?

— Да, мне приходится жертвовать стремлением к профессиональным достижениям в какой-то одной области в угоду тому, что мне просто нравится. Мне нравится петь, нравится боксировать, нравится быть актером, читать со сцены, вести программы, содержание которых считаю важным, например «Век кавалергардов», где мне по душе и сама тема, и авторское отношение к ней. Я делаю то, что мне нравится, и то, что позволяет увидеть и себя, и других с какой-то новой точки зрения.

— Есть ли сейчас место театру в вашей жизни, такой насыщенной самыми разнообразными проектами?

— Театр — социальная ячейка, куда попадаешь, получив профессию, и она, естественно, устроена по тому же принципу, что и общество. Это государственное учреждение. Театр обеспечивает тебя зарплатой, но и накладывает ограничения. Их нужно придерживаться, как и в любом государственном учреждении. Часто они не дают тебе градус свободы, необходимый, чтобы чувствовать себя комфортно. Иногда эти ограничения просто бессмысленны, и не всегда время, которое проводишь в театре, ты чувствуешь как органично прожитое. А однажды начинаешь понимать, что все усилия уходят в песок. Время идет, а ты ничего не делаешь. Ты всего лишь социально защищен. Ходишь в театр, как на завод, и порой появляешься на сцене просто для движения сюжета. В какой-то момент я понял: моя работа в театре возможна, только если я буду испытывать радость от работы на сцене и если это действительно значимая история для режиссера, драматурга, для зрителя и для меня, в конце концов. И при этом нет никаких побочных эффектов и никаких потерь по ходу движения к цели. Тогда я соглашаюсь. Сейчас играю в спектакле LA’театра «Остров заблудших душ» по пьесе Вуди Аллена в постановке Вадима Дубровицкого. Там у меня замечательные партнеры: Андрей Ильин, Юлия Меньшова, Ольга Прокофьева, Ольга Богомазова.

— Но вы ведь еще и пишете песни плюс ко всему. Как обстоят дела с реализацией этого таланта?

— Есть желание повернуться лицом к этой теме. У меня много набросков мелодий. Нужно просто сесть и начать облекать их в слова. Необходимо создать объем, чтобы из написанного получился альбом, и найти музыкантов. Я еще тешу себя надеждой, что у меня получится.

— Как вы нашли свою манеру исполнения романсов, которая производит на всех столь сильное впечатление?

— Это произошло благодаря театральному институту и работе в театре. Можно петь, опираясь на какие-то вокальные образцы, шаблоны, а можно рассказывать историю, понимая, от какого конкретно лица поется романс, и представлять все предлагаемые обстоятельства. И чем подробнее их себе представишь, чем глубже внутри себя присвоишь, тем выразительнее будет твое исполнение. Вот и вся небольшая загадка особенностей моего исполнения романсов.

— Как вы оцениваете востребованность этого жанра? Что такое романс сегодня?

— То же, что и раньше. Это песня от лица лирического героя. Сейчас они даже больше востребованы, чем прежде, потому что уже нет жесткого отбора, когда все, что коммерчески оправданно, подается в первую очередь и только потом — романсы. Мы живем в эру коммерциализации всего, а суть коммерциализации в упрощении, в усреднении, когда имеет значение только коммерческий выхлоп, а то, что его не дает, выбрасывается за борт. Люди устали от беготни ради коммерческого успеха. Им хочется услышать что-то живое и непосредственное, и, когда честно делаешь свою работу, это всегда находит отклик.

— Судя по вашим выступлениям в телевизионных проектах, вы чувствуете себя очень уверенно и в других музыкальных жанрах, в том числе в рок-музыке, и, мало того, звучите в них убедительно. Это только для проектов и для себя или здесь и профессиональный интерес тоже?

— Эти песни сделаны профессионально, выдержали проверку временем и любовью слушателей, и моя душа откликается на них. Я словно окунаюсь в состояние, когда они были для меня актуальны, и хочу еще и еще раз его пережить, чтобы наполниться новой кровью, новым дыханием, новой энергией. Все эти песни мне очень дороги. Есть песни, которые находятся у меня в разработке. Если что-то получится, выйду и с этой программой. Меня ничто не смущает.

— Вы сыграли главного злодея в одном из самых успешных отечественных фильмов — «Последний богатырь». Когда к вам поступают такие предложения, как вы договариваетесь с собой на этот счет?

— Когда хотим говорить о каких-то важных смыслах в нашей жизни, мы не сможем обойтись без сопоставления понятий «свет» и «тень», «добро» и «зло», «созидание» и «разрушение». Если отрицательные персонажи не вовлекают в себя, а позволяют увидеть истину, я не отказываюсь от таких ролей. «Последний богатырь» сделал невероятные сборы — больше полутора миллиардов рублей, и я считаю, что снялся в очень качественном проекте, полюбившемся зрителям. Значит, я свою работу сделал. Я ничего не ставил на этот фильм. Мне хотелось добиться эффекта, ради которого меня и пригласили в проект на роль Добрыни: всеми любимый персонаж вдруг резко меняется. Создатели фильма показали через Добрыню две проблемы: гордыня, когда мой герой решил, что он всего лишь второй и тот, кто первый, мешает ему жить. Вторая — эгоцентризм: он захотел быть бессмертным в одиночку. Через Добрыню такие проблемы воспринимаешь острее, нежели чем через Кащея Бессмертного: тот априори сила зла и мало ли что он там хочет.

— Как вас нашла роль в фильме Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба», которая едва ли не более всего из сыгранных вами ролей соответствует вашим внешним данным и темпераменту?

— Для меня стало великим счастьем получить роль, в которой я смог воплотить все мои представления о Великой Отечественной войне и о людях, окружавших меня с детства. Я вырос среди ветеранов, в ту пору взрослых мужчин пятидесяти с лишним лет, знавших о войне не понаслышке. Моя жизнь была наполнена такими людьми. Для меня это были не те, кто раз в год приходит в школу на уроки мужества, а те, кого я ежедневно видел. Такое ощущение правды, памяти, уважения находится в каких-то глубинных отделах моей души и двигает мою жизнь. Сергей Владимирович Урсуляк очень ответственно подошел к работе над фильмом «Жизнь и судьба», настолько все там было для меня узнаваемым и понятным. Мы говорили с ним на одном языке. Для меня эти съемки стали абсолютным счастьем творчества. Иногда пересматриваю фильм, снова погружаюсь в обстановку съемок и еще раз осознаю, насколько все было по-настоящему.

В фильме Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» Евгений Дятлов сыграл роль командарма Новикова. «Россия-1»

— В какой момент вы поняли, что у вас есть голос, выделяющий вас среди всех прочих артистов? Как вы осознаете этот дар?

— У меня бабушка была регентом в церкви, и у нее был очень красивый голос. Восприятие голоса — удивительное переживание. Когда вы слышите голос, который вам нравится, вам тоже хочется в нем пребывать. И если вдруг в своей детской жизни обнаруживаешь, что можешь так же, это дает ощущение необыкновенного восторга. Окрыляющее чувство, которое приподнимает над землей. Но ты не возвышаешься над всеми, а обретаешь невыразимую легкость бытия. Тебя наполняет до сих пор неведомое тебе чувство. Дальше я хотел только добраться до небес, где уже находились мои кумиры. Я пел, пел, стремился к новым высотам и чувствовал, как я, гадкий утенок, приближаюсь к прекрасным лебедям — тем, кого выбрал себе за образец. И однажды это стало делом всей моей жизни.

— Есть ли что-то важное, что вы хотели бы непременно выразить в своих будущих проектах?

— Мне важно, чтобы вопросы, которые я задаю самому себе и слышу от людей, достойных уважения, проявились в моих работах. Мне важно рассказать о человеческой природе, человеческом характере, человеческих взаимоотношениях так, чтобы мы могли увидеть хоть какой-то просвет в тумане, который нас всех окружает. Вот моя цель, моя мечта, моя надежда.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юриспруденция как чудо Юриспруденция как чудо

Мини-сериал «Перри Мейсон» умело маскируется под натуралистичный нуар

Эксперт
Cosmo-лайфхаки: как хранить вещи, если в квартире нет места для гардеробной? Cosmo-лайфхаки: как хранить вещи, если в квартире нет места для гардеробной?

Как грамотная планировка квартиры поможет организовать систему хранения

Cosmopolitan
От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта

Рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта до 40 лет

Forbes
Суперзрение — с очками и без Суперзрение — с очками и без

Сверхспособности, доступные только тем, кто носит очки

N+1
«Я влип в историю, буквально» «Я влип в историю, буквально»

Актер Александр Яценко — о печальном годе прошедшем и долгой дороге к себе

Огонёк
Правила жизни Эльдара Рязанова Правила жизни Эльдара Рязанова

Главные высказывания Эльдара Рязанова о жизни и кино

Esquire
Персональная ответственность довела министров до выхода Персональная ответственность довела министров до выхода

Состав обновленного правительства вновь подвергся изменениям

Эксперт
Северное слияние Северное слияние

История романтического трансфера из Риги в Нью-Йорк

Tatler
Три жизни пламенного мотора Три жизни пламенного мотора

Рынок восстановления автозапчастей в России имеет неплохие перспективы роста

Эксперт
Электроды на лице и шее позволили нейросети озвучить беззвучную речь Электроды на лице и шее позволили нейросети озвучить беззвучную речь

Алгоритм научили считывать сокращения мышц во время беззвучной речи

N+1
Разрешите себе печалиться Разрешите себе печалиться

Относитесь к негативным переживаниям всерьез и не пытайтесь их подавлять

Psychologies
Команда: «Чики» Команда: «Чики»

Актрисы из самого обсуждаемого сериала 2020‑го дают интервью Glamour

Glamour
Мог ли мегалодон надвое перекусить судно Мог ли мегалодон надвое перекусить судно

Главный герой этого фильма — невероятная ископаемая акула, мегалодон

Популярная механика
Группа В: нехватку ликвидировать Группа В: нехватку ликвидировать

Недостаток витаминов группы В опасен для организма. Как с ним бороться?

Здоровье
Твое дело — труба! Твое дело — труба!

Чистая вода для дома: выбираем эффективный и доступный фильтр

Лиза
Самые сильные знаки зодиака: рейтинг астрологов Самые сильные знаки зодиака: рейтинг астрологов

Расположение небесных тел в момент рождения человека определяет его характер

Cosmopolitan
А ну, дыхни! А ну, дыхни!

Какие тесты на содержание алкоголя в крови существуют, и чем они отличаются?

Здоровье
Отрывок из нового романа Тове Дитлевсен «Юность» — о том, как героиня ищет себя, пока Гитлер собирается развязать Вторую мировую войну Отрывок из нового романа Тове Дитлевсен «Юность» — о том, как героиня ищет себя, пока Гитлер собирается развязать Вторую мировую войну

Первая и вторая главы из романа Тове Дитлевсен «Юность»

Esquire
Глицин сформировался в условиях темного межзвездного облака Глицин сформировался в условиях темного межзвездного облака

Это говорит о более широкой распространенности данной аминокислоты во вселенной

N+1
10 культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый 10 культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый

Погружаемся в современную киноклассику

Esquire
«Люби его таким, какой он есть»: большое заблуждение? «Люби его таким, какой он есть»: большое заблуждение?

Существует ли идеальная любовь?

Psychologies
Как бренд Jil Sander возвращает себе былую славу Как бренд Jil Sander возвращает себе былую славу

Говорим «минимализм 1990-х» – подразумеваем «дом Jil Sander»

GQ
Три сыночка и лапочка-дочка: как складывается личная жизнь Саши Зверевой Три сыночка и лапочка-дочка: как складывается личная жизнь Саши Зверевой

10 фактов о Саше Зверевой

Cosmopolitan
Главные ошибки, которые совершают компании, перешедшие на удаленку Главные ошибки, которые совершают компании, перешедшие на удаленку

Далеко не все компании смогли грамотно перевести работников в удаленный формат

Playboy
«Если мы не победим, этой стране конец»: главное из новых мемуаров Барака Обамы «Если мы не победим, этой стране конец»: главное из новых мемуаров Барака Обамы

Барак Обама про Путина, республиканцев, Байдена и будущее

Forbes
Сволочь, Миссисипи, Фунтик, Щен: какие питомцы жили у русских классиков Сволочь, Миссисипи, Фунтик, Щен: какие питомцы жили у русских классиков

Каких питомцев заводили русские классики

РБК
«Нормально, Григорий! Отлично, Константин!»: как Михаил Жванецкий помогал стране переживать абсурдные эпохи «Нормально, Григорий! Отлично, Константин!»: как Михаил Жванецкий помогал стране переживать абсурдные эпохи

Как творчество Михаила Жванецкого повлияло на культуру России

Forbes
Николь Кидман в полный рост: зачем смотреть сериал «Отыграть назад» Николь Кидман в полный рост: зачем смотреть сериал «Отыграть назад»

Сериал «Отыграть назад» затягивает так, что не оторваться

РБК
Как помочь подростку найти дело жизни? Как помочь подростку найти дело жизни?

Как поставить себя на место подростка и помочь ему выбрать профессию

Psychologies
В чем заключаются причины дислексии. Отрывок из книги Марианны Вулф В чем заключаются причины дислексии. Отрывок из книги Марианны Вулф

Отрывок из книги Марианны Вулф «Пруст и кальмар: Нейробиология чтения»

СНОБ
Открыть в приложении