Электрический УАЗ едет на экспорт
Ульяновский автомобильный завод совместно с чешской MW Motors приступает к выпуску нового электромобиля, который неожиданно оказался востребован в Европе: его хотят заполучить в свои автопарки клиенты из Великобритании, Словении, Германии. Но в России будущее такой машины пока сомнительно
Уазик, разбрызгивая грязь, вылетел из глубокой ямы и, бешено загребая грунт четырьмя колесами, пошел на штурм крутого холма. К удивлению публики, все эти трюки машина проделывает в абсолютной тишине, без рева мотора, лишь под свист трущихся о землю шин. Такую странную картину можно было наблюдать недавно на полигоне близ подмосковного Дмитрова, где Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) представил новый электромобиль.
УАЗ в России прочно держит нишу доступных, проходимых, дешевых в обслуживании внедорожников: в списке самых продаваемых марок на российском рынке он сейчас занимает двенадцатое место с показателем 38,8 тыс. проданных автомобилей по итогам прошлого года. Впрочем, за последние семь лет продажи этой марки сократились почти на 30% (см. график). Во многом сжимающийся спрос на уазики связан с тем, что эти машины, прямо скажем, не блещут применением передовых технологий и их не без основания критикуют за архаичность конструкции. В пику таким утверждениям руководство УАЗа решило сделать шаг в сторону набирающего ход глобального тренда электрической мобильности, объявив о старте производства своей машины с электромотором.
За 6 лет продажи УАЗа сократились на 30%
Стоит отметить, что еще в советское время УАЗ имел опыт выпуска машин на электрическом ходу: концепт первой электрической модели под названием УАЗ-450ЭМ был разработан на заводе в 1959 году на базе «буханки» УАЗ-450 — по замыслу, эта машина предназначалась для обслуживания аэродромов. Позже появился еще ряд проектов, для разработки электромобилей на УАЗе были даже созданы конструкторский отдел электромобилей и специальная лаборатория, в 1970-е и 1980-е годы электрические УАЗы испытывали в том числе на улицах Москвы и на полигонах НАМИ.
На волне нового витка внимания к электромобилям УАЗ представил новый вариант своей машины на электрическом ходу, которая получила название Spartan. Однако инициатором появления этого проекта стала небольшая чешская компания MW Motors, которая специализируется на переделывании традиционных автомобилей в электрические. В частности, три года назад компания переделала реплику спортивного купе 1950-х годов Tatra JK2500 в электромобиль Luka EV. А год назад занялась трансформацией в электрокар российского внедорожника УАЗ Hunter. Неожиданно этим проектом заинтересовался ряд крупных потенциальных клиентов в Европе, и MW Motors обратилась к УАЗу с предложением о сотрудничестве.
Чехи предложили Ульяновскому автозаводу продавать им так называемые планеры — автомобили без мотора, чтобы потом самим устанавливать на них электродвигатель и батареи. В современном автомобилестроении это распространенная практика: в свое время Илон Маск заказывал у британской компании Lotus планеры для своего первого электрокара Tesla Roadster. УАЗ решил присмотреться к чешской компании и пришел к выводу о перспективности развития своего электрического направления в коллаборации с чешским партнером. В результате на свет появился электрический УАЗ Spartan, который на днях был официально представлен журналистам.
Бешеная «электричка»
«Осторожнее нажимай педаль газа, а то улетишь в лес», — напутствует инструктор перед тем, как я сажусь за руль электрического УАЗа. С виду машина почти ничем не отличается от обычного «Хантера», разве что снаружи немного перелицована решетка радиатора (самого радиатора теперь ведь нет, охлаждать встречными воздушными потоками нечего), а по центру приборной панели красуется дисплей с информацией о заряде батарей и запасе хода. Тут же расположен кнопочный тумблер включения переднего и заднего направлений движения, а также нейтральной скорости.
Совет инструктора оказывается очень кстати, потому что, как только нога придавливает педаль акселератора, машина с бешеной пробуксовкой бросается вперед. Крутящий момент у E-Hunter фантастический — 600 Н.м (для сравнения: бензиновый двухлитровый мотор ЗМЗ на традиционной машине имеет показатель всего 217 Н.м). Ощущения сюрреалистичности происходящего подпитываются почти полной тишиной: стремительный разгон электрический «Хантер» осуществляет без традиционного рева мотора, лишь шурша шинами, поскрипывая подвеской и издавая легкое электрическое жужжание.
В остальном УАЗ верен себе: вот на испытательной трассе нам предлагают преодолеть уклон в 50 градусов, машина его легко штурмует, при этом спокойно останавливается на середине уклона и дальше без проблем трогается. Далее E-Hunter лихо преодолевает глубокие ямы, вывешивается в крутых наклонах, наконец, с честью выполняет задачу вскарабкаться по крутому откосу с бетонной лестницей — словом, это все еще настоящий военный внедорожник на все случаи жизни.
При этом сложные препятствия электрокар преодолевает даже лучше, чем машина с бензиновым аналогом. Помимо почти втрое большего крутящего момента у электрического мотора и мощность выше — в машине установлен трехфазный электрический двигатель переменного тока, развивающий мощность, эквивалентную 163 л. с. (это опять же больше, чем у бензинового мотора с 134 л. с.). Разве что электрический УАЗ будет потяжелее: аккумуляторы добавили «Хантеру» 200 кг веса, масса машины без загрузки достигает почти двух тонн (1966 кг), а ее заявленная грузоподъемность снизилась до 550 кг на дороге и до 330 кг на бездорожье (традиционный «Хантер» способен перевозить 735 кг).
Но зато у конструкторов не было традиционной головной боли, где разместить батареи: в УАЗе эту проблему легко решили за счет демонтажа двух бензобаков по бокам — туда удачно встали два аккумулятора, третий встал в низ заднего багажника. При этом ввиду отсутствия традиционного мотора под капотом образовалось дополнительное место, и туда поместили запасное колесо, под которым осталось достаточно пространства для более компактного электромотора. Еще интересный конструктивный момент: в машине пока оставили коробку передач (по бездорожью машина едет на третьей скорости, по трассе — на пятой). Это, по словам инженеров, пока удешевляет конструкцию (чтобы помимо старого мотора не доставать еще и коробку), хотя в будущем электромотор можно использовать и без коробки передач.
А вот запас хода у электрического уазика скромный. Три батареи имеют номинальную емкость 150 ампер-часов, это позволяет машине пройти на одной зарядке всего 180–200 км. Прямо скажем, в условиях использования вне города это маловато. Для сравнения: на одной заправке бензиновый УАЗ Hunter способен проехать 600–700 км. За один час зарядка повышенной мощности способна зарядить батареи на 80%. Если же под рукой нет суперчарджа, то у обычной электророзетки машине придется провести четыре-пять часов, что, конечно, является существенным неудобством в эксплуатации.
Дорога на Европу
Представители чешской MW Motors говорят, что используют в конструкции электрического УАЗа электромотор и батареи китайской компании, название которой не объявляется. Как рассказал «Эксперту» Лукаш Метелка, генеральный директор MW Motors, своим главным ноу-хау чехи считают оригинальное программное обеспечение, которое написали, чтобы оптимизировать работу батарей и электродвигателя. В какой форме будут сотрудничать MW Motors и УАЗ — будет это совместное предприятие или российская сторона приобретет лицензию, до конца не решено. Но сейчас в партнерстве с чешской стороной УАЗ прорабатывает вопросы адаптации ключевых узлов и агрегатов электромобиля к серийному выпуску на конвейере в Ульяновске, на этом пока сосредоточены инженерные компетенции российской стороны. По словам Максима Куприна, директора по маркетингу и продукту УАЗа, производство первой пилотной партии из десяти электрических «Хантеров» будет налажено на заводе в Ульяновске в феврале 2022 года, а в течение ближайших пяти лет УАЗ планирует электрифицировать весь свой модельный ряд. Возможно, в перспективе на электрические уазики будут ставить батареи и электромоторы российского производства, поставщиков таких комплектующих компания будет искать. Пока же основные инженерные компетенции проекта по оснащению автомобиля находятся у чешской стороны.
Электромобили УАЗ будут в первую очередь продавать на экспорт, предзаказ из Европы на такие машины уже есть. По словам представителей MW Motors, это, например, компании из Великобритании, Словении, Германии, занимающиеся лесозаготовками, добычей руды, строительством. Электромобильность в Европе набирает ход, и компании из разных отраслей хотят продемонстрировать свою заботу об окружающей среде с помощью использования более экологичного, как считается, электрического транспорта. При этом определенным потребителям нужны проходимые и надежные электромобили, которые могли бы выдержать тяжелые условия эксплуатации и к тому же стоили недорого. И на роль платформы для таких машин очень подходят российские УАЗы. Пока MW Motors официально предлагает Spartan за 40 тыс. евро, но в будущем представители компании говорят о возможности снизить цену до 30 тыс. евро, что в целом является конкурентным ценовым предложением (например, в Норвегии электрический кроссовер сейчас предлагается по средней цене 40–50 тыс. евро).
В следующем году возможные объемы экспортных поставок электрических УАЗов будут исчисляться сотнями, но благодаря развитию рынка электрокаров экспортный потенциал у проекта есть. «Российским компаниям, которые во многом уже проиграли массовый сегмент иномаркам, сейчас самое время задуматься о своих нишах в будущем электромоторном мире, — комментирует Александр Груздев, аналитик авторынка. — Ближайшее будущее мирового автопрома однозначно пройдет под знаком электромобилизации, мы видим огромное количество стартапов (уже более четырехсот в одном только Китае или более ста в отдельно взятом штате Калифорния), которые собираются производить те или иные электротранспортные средства. Классическим автопроизводителям, конечно, нельзя отставать, иначе эта огромная армия мелких стартапов займет все ниши. Именно поэтому сама идея продавать электрические УАЗы для труднодоступных мест очень верная и правильная. В таких условиях ценят в первую очередь не комфорт и комплектацию, а проходимость и ремонтопригодность в полевых условиях. Российские автомобили в Европе знают и ценят именно за возможность самостоятельного ремонта и неубиваемость основных узлов, грубо говоря, за “даже если что-то отвалилось, все равно можно либо доехать либо с помощью молотка и лома отремонтировать”. И таким имиджем можно воспользоваться. Конечно, мне сложно представить электрический УАЗ Hunter, который будет ездить по улицам Парижа или Лондона, но вот в отдаленных местах, на рудниках и месторождениях, где дорог нет и никто даже не думает их строить, такие автомобили могут пригодиться».
Ну а в России успех электрического УАЗа в ближайшем будущем весьма сомнителен. «К этому проекту лично я отношусь достаточно скептически, — признается Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. — Возможно, в Европе экзотический электрический внедорожник по цене около 40 тысяч евро (примерно три с половиной миллиона рублей) и будет пользоваться спросом. Но на большой ажиотаж в России я бы не рассчитывал. Во-первых, обычный Hunter на бензиновом двигателе у нас в стране стоит около 920 тысяч рублей. Во-вторых, объема бака семьдесят литров хватает на то, чтобы проехать шестьсот километров. В-третьих, ездить на внедорожнике по городу неудобно, а между городами у нас просто нет зарядных станций. На мой взгляд, успешной такая задумка может стать в том случае, если подобный электрокар станет частью госпрограммы. Вполне вероятно, что таким транспортом заинтересуются силовые структуры, а если еще снизят налоги при использовании, которые распространяются на электрокары, то и рядовые автомобилисты, может быть, присмотрятся к нему».
Фотографии предоставлены УАЗом
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl