Трасса М-11 стала испытательным полигоном для беспилотных грузоперевозок

ЭкспертАвто

Дальнобойщики смогут расслабиться

Трасса М-11 (Москва — Санкт-Петербург) стала испытательным полигоном для беспилотных грузоперевозок. И соревнованием «СтарЛайна», КамАЗа и «Сберавтотеха» на лучшую систему робовождения

Александр Астапов

Тягачи КамАЗ оснащены собственным робопилотом четвертого уровня, подразумевающим вмешательство водителя в экстренных ситуациях. И при движении на нероботизированных участках трассы, само собой — например, на объезде Твери по участку М-10. TASS

На трассе М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург) дан старт автономным грузоперевозкам беспилотными автомобилями. М-11 назначена «цифровой песочницей» для проекта «Беспилотные логистические коридоры». До 2024 года перевозки будут осуществляться в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Расходы на реализацию программы из федерального бюджета на этот срок — 5,2 млрд рублей, включая создание перегрузочных хабов в подмосковных Химках и в поселке Шушары (Ленинградская область) и «роботизацию» самой магистрали. До сих пор не закончен северный обход Твери, поэтому пока, до конца следующего года, придется выезжать на участок «неинтеллектуальной» трассы М-10 в ручном режиме. Запланированный же Минтрансом на этот год объем автоматизированных грузоперевозок по М-11 шестью машинами — 32,7 млн тонно-километров за 2500 проездов. В 2024-м намечается увеличить объемы более чем вчетверо вдвое большим количеством роботраков.

О том, что представляет собой «грузовая» беспилотность, «Эксперт» уже писал (см. «Киберпанк на дорогах», № 25 за 2021 год). Напомним кратко. В отличие от беспилотных такси, опирающихся в основном на собственный интеллект и лишь отчасти на треки спутниковой навигации, роботраки обладают относительно урезанной бортовой системой в пользу внешней. Вовне же умная дорога включает в себя центр управления, отслеживающий изменения на дороге в режиме реального времени (автоматически, но под контролем диспетчеров) и вносящий их в высокоточную цифровую карту трассы, а также координирующий между собой транспортные средства посредством 5G-связи. Разработка, к слову, отечественная: цифровой двойник магистрали создан РосдорНИИ и компанией «СофтТелематика».

Таким образом, лидаров и радаров машине требуется меньше, бортовой компьютер не столь мощный — зато обмен информацией на всем протяжении дороги с диспетчерской и «внешним мозгом» более плотный. Водитель при этом сидит в кабине, но занят только на въезде и съезде с трассы, а также в качестве экспедитора.

Такой робопилот дешевле «городского», а вот умная дорога, по разным оценкам, стоит от 5 до 20 млн рублей за каждый километр. Главное же преимущество «радиоуправления» в возможной скорости движения, намного большей, чем 60 км/ч, по сей день непреодолимого барьера для беспилотных такси. Кроме того, на магистрали, проходящей вне городской застройки, куда меньше возможных опасных ситуаций, что требует меньшего времени на обучение машины ездить, а потому меньший «вступительный взнос» для желающих войти в тему, которая впоследствии может стать серьезным бизнесом для производителей робокомплектов.

Робопилот «СтарЛайна» установлен на тягач Mercedes, но, как и аналогичная система «Сберавтотеха», может быть приспособлен к любому «дальнобойному» грузовику. TASS

Ожидается, что беспилотность повысит эффективность перевозок. Уже на первом этапе оптимизированный ИИ-режим движения позволит экономить топливо, увеличит среднюю скорость, а главное — кардинально сократит аварийность. В дальнейшем же это даст возможность круглосуточного движения с минимумом остановок на дозаправку. Пока же об экономической эффективности говорить рано: по официальным данным на конец 2021 года, расчетная цена беспилотного КамАЗа-54907 с четвертым уровнем автономности составляла порядка 19 млн рублей (в два с лишним раза больше обычного тягача). Сейчас же, по данным неофициальным, — около 20 млн, это тоже вдвое больше цены грузовика-носителя (но уже более простого, модели 54901).

Очень дорого, но эффект масштаба должен многократно снизить цену «беспилотной» части. И не только благодаря внедрению тысяч «дальнобойных» тягачей. Аналогично устроены «автопилоты» автомобилей для технологических (внутризаводских, складских, портальных, карьерных) и арктических перевозок, работу над которыми ведут КамАЗ, «Урал», «Эвокарго» и другие. А эти сегменты представляются едва ли не более перспективными в экономическом плане. Технологическому транспорту, движущемуся по закрытым территориям, дешевле обустроить умную дорогу, арктическим же она и вовсе не нужна: диспетчерский пульт и «внешний мозг» обустраиваются в машине, ведущей караван. Даже при нынешней относительно низкой зарплате водителей (но уже проступившем дефиците кадров и малой популярности профессии у молодых) такие системы могут окупаться быстрее «дальнобойных», а подавно роботакси и рободоставщиков.

В «дальнобойном» же эксперименте на М-11 участвуют КамАЗ, «СтарЛайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», «Газпромнефть-снабжение», ПЭК и оператор дороги «Автодор». В ближайшем будущем к ним присоединится «Сберавтотех».

Итак, четыре логистические компании, оператор умной дороги и три разработчика робота-дальнобойщика. Кто первый из троицы? КамАЗ первый получил одобрение типа транспортного средства, а 14 июня три его тягача перевезли первый груз с максимальной скоростью 90 км/ч. Поездка прошла успешно и даже с опережением графика на час, стационарные системы сопровождения тоже показали себя как надо. Вот только к этому моменту тягачи «СтарЛайна» и «Сберавтотеха» не первый месяц ездили по трассе («СтарЛайн» так и вовсе заявил о начале испытаний на М-11 в октябре 2021 года). А 13 июня грузовик «СтарЛайна» был продемонстрирован прессе (компания назвала мероприятие «открытыми испытаниями», пройдя под наблюдением журналистов участок от Зеленограда до Твери. Всего же в тот день машина прошла 684 км со средней скоростью 65 км/ч. КамАЗ же тестировал технику на своих площадках и полигоне НАМИ. В основном на своей закрытой площадке тестировали технику и в «Сберавтотехе», официально включившемся в «гонку грузовиков» позже других, осенью прошлого года. И вслед за КамАЗом сертифицировали свою технику. Чей робот совершеннее — покажет только практика грузоперевозок, в процессе которых будет и совершенствоваться софт, а возможно, и меняться конфигурация харда — лидаров, радаров, инерционных датчиков…

В планах правительства — создать к 2030 году сеть из 19,5 тыс. километров «беспилотных» федеральных дорог, включая грузовой коридор, соединяющий Москву и Санкт-Петербург с Западным Китаем. На протяжении которого «дальнобойщикам» придется лишь изредка контролировать матчасть и дозаправлять автомобили. По дороге попивая кофе да раскуривая сигару, а может, и макая ее в стакан с коньяком.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лондонская биржа металлов хочет подписать себе приговор Лондонская биржа металлов хочет подписать себе приговор

Запрет на поставки российского металла спровоцирует серьезное сокращение оборота

Эксперт
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Антон Мегердичев: «Я прогнозирую кризис полнометражного кино. Не только у нас» Антон Мегердичев: «Я прогнозирую кризис полнометражного кино. Не только у нас»

Режиссер суперхита «Движение вверх» — о своем новом фильме «Сердце Пармы»

Эксперт
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Вопрос о кризисе надо адресовать Шольцу и Сунаку Вопрос о кризисе надо адресовать Шольцу и Сунаку

Профессор НИУ ВШЭ Леонид Григорьев — экономических перспективах планеты

Эксперт
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
Криптопанки надули пузырь Криптопанки надули пузырь

Почему у NFT в сегодняшнем виде нет будущего

Эксперт
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Дело жизни Дело жизни

Известные шеф-повара об их истоках и пути в профессии

Grazia
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы

Очистить гору орехов можно в домашних условиях и без особых усилий

ТехИнсайдер
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Золотой ключик Золотой ключик

Что можно и нужно хранить в банковской ячейке

Лиза
«Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем «Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем

Кристина Вайнас — о фильме «Финист. Первый богатырь» и сыне

VOICE
5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью 5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью

Какие мифы о браке существуют и чем они опасны?

Psychologies
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
Чудеса Каспия Чудеса Каспия

Дербент — древнейший город России

Лиза
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте

Как привлечь инвестиции и как при этом избежать самых распространенных ошибок?

Inc.
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять

Стоит ли закрывать глаза на агрессию, если человек приносит компании прибыль?

Forbes
Молодые годы Колчака Молодые годы Колчака

Александр Колчак — не только военный, но и ученый-океанограф

Знание – сила
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Открыть в приложении