Смогут ли новые штрафы повлиять на динамику ДТП на российских дорогах?

ЭкспертАвто

Безопасность или бюджет: зачем снижать нештрафуемый порог скорости

Динамика ДТП и смертности на российских дорогах позитивная. Есть ли смысл и дальше ужесточать ответственность водителей и вводить новые штрафы?

Нурлан Гасымов

Чиновники и законодатели вновь сильно озаботились безопасностью на дорогах. С 10 января вступил в силу закон об уголовной ответственности за регулярное нарушение ПДД: за неоднократный выезд на встречную полосу, трамвайные пути или за серьезное превышение скорости (от 60 км/ч и более). Ранее за подобное нарушение максимально возможным наказанием было лишение прав. Теперь есть риск получить штраф от 300 до 500 тыс. рублей, в размере зарплаты от двух до трех лет, или сесть в тюрьму на два-три года. Предусмотрен и запрет занимать государственные и муниципальные должности на срок до шести лет.

Тут же оживились сторонники введения балльной системы наказания — когда за каждое нарушение водитель получает определенное количество штрафных баллов и при достижении верхней планки его просто лишают прав. Такая система работает в 17 странах Евросоюза из 27 и, по мнению экспертов, приводит к существенному снижению числа ДТП. Впрочем, в отношении причин, методов и инструментов повышения безопасности на дорогах среди специалистов наблюдаются разногласия, и это влияет на градус дискуссии.

Уже после январских нововведений вице-спикер Госдумы Ирина Яровая представила законопроект о пересмотре санкций в отношении водителей, лишенных прав, но продолжающих ездить за рулем. Она предлагает увеличить сумму штрафа с 30 до 100 тыс. рублей, если нарушение совершено дважды в течение года. А за третий раз лишать свободы на год.

А самой обсуждаемой инициативой стало предложение снизить нештрафуемый порог превышения скорости, например с 20 до 10 км/ч. Напомним, сейчас за такое нарушение вообще не предусмотрено материальное наказание. В результате водители автоматически повышают любой скоростной режим на обозначенные 20 км/ч, в том числе в населенных пунктах и на дворовых территориях.

Аргументы «за»

Проблемой озаботился еще премьер-министр Дмитрий Медведев в конце 2019 года. Тогда это предложение не поддержал глава МВД России Владимир Колокольцев: «Практика показывает, что на безопасности дорожного движения в большей степени сказывается обустройство дорог — наличие разделительных барьеров, освещение, ровное покрытие, а не манипулирование: десять километров больше, десять — меньше».

Теперь к этому вопросу вернулись снова. Заместитель мэра и руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов заявил, что снижение нештрафуемого порога до 10 км/ч позволит уменьшить смертность в ДТП в Москве на 10%. «Находимся с коллегами в активной дискуссии. Рассчитываем, что правительственная комиссия по транспорту рассмотрит этот вопрос с учетом того, что человеческая жизнь дороже всего», — сказал чиновник. По его словам, эти поправки должны коснуться лишь городов.

Заместитель мэра и руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов

Инициативу столичных властей поддержали на федеральном уровне: вице-премьер Марат Хуснуллин поручил всем заинтересованным сторонам провести комплексную оценку этой темы и разработать предложения для рассмотрения их правительственными комиссиями по безопасности.

Новые правила позволят оптимизировать регулирование автомобильного движения в городе, а также повысят шансы пешеходов на благополучный исход при столкновении, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. «Допустим, я при помощи моделирования и инженерных мер посчитал, что скорость на каком-то участке дороги не должна превышать 40 километров в час. Какой знак я тогда должен ставить? Двадцать километров в час? Ну это же совсем нелепо», — замечает он.

Кроме того, ни в одной стране нет такой же, как в России, величины порогового превышения скорости. «Максимум восемь–одиннадцать километров в час. В свое время скоростной порог 20 километров в час оправдывали плохой аппаратурой: в старых авто спидометры показывали неточные цифры. И измерительные приборы у полиции были плохие. Но таких проблем в нашей стране уже давно нет», — говорит Михаил Блинкин.

Предложения ложатся на благодатную почву. В 2020 году президент РФ Владимир Путин в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» поставил перед правительством амбициозную задачу снизить смертность на дорогах до четырех человек на 100 тыс. жителей к 2030 году.

Сегодня же из-за нарушений ПДД на российских дорогах гибнут 11–12 человек на 100 тыс. жителей. Эти данные сопоставимы с показателями США, и они ниже, чем в Китае (14 человек), где самая большая в мире сеть скоростных автомагистралей. Зато существенно выше, чем в развитых государствах Северной Европы: там, согласно исследованиям Вашингтонского университета, средние показатели варьируются в диапазоне от двух до четырех погибших.

Интересно, что в правительственной Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы обозначено стремление обеспечить нулевую смертность в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году. То есть задача еще более амбициозная, чем у президента.

Однако насколько снижение нештрафуемого порога скорости коррелирует с уменьшением смертности на дорогах, большой вопрос. По крайней мере, публичных исследований такого рода мы не увидели. В Стратегии правительства причинами ДТП в равной степени признаются и человеческий фактор, и состояние дорожной инфраструктуры.

Аргументы «против»

История продолжилась внезапным демаршем «Единой России». Секретарь генсовета партии Андрей Турчак назвал инициативу столичных чиновников откровенно вредной и избыточной. «Мы всё это уже обсуждали еще до пандемии и пришли к общему мнению: такая мера ничего общего с безопасностью не имеет. Эта идея только про то, чтобы поглубже залезть в карманы граждан», — сказал сенатор.

Член думского комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виталий Ефимов заметил, что порог до 10 км/ч, напротив, приведет к росту числа ДТП на дорогах. «Я водитель с большим стажем. Если нештрафуемую скорость снизят до десяти километров в час, я буду вынужден непрерывно проверять скорость своего авто и смотреть на спидометр. Этим я создам аварийную ситуацию. Тем более что десять километров в час — ничтожная величина», — объяснил свою позицию «Эксперту» депутат.

Неоднозначно отнеслись к идее Ликсутова и в экспертном сообществе. Такими мерами государство рассчитывает, скорее, кратно увеличить собираемость штрафов с водителей, нежели обеспечить безопасность дорожного движения, считает координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

«Любой человек, который ездил по России, мог заметить бардак с организацией движения. На дорогах часто установлены скоростные ограничения, неадекватные автомобильному потоку, — заметил он. — Кроме того, аргумент, что текущий интервал повышает смертность в ДТП, совершенно противоречит общедоступной статистике ГИБДД. Напротив, после введения нештрафуемого порога в 20 километров в час смертность, скорее, уменьшилась. По логике чиновников, все эти годы автомагистрали должны были быть завалены трупами, а получилось наоборот».

Действительно, в России стабильно снижается количество дорожных происшествий: за двадцать лет оно снизилось почти в два раза, число погибших — в два с половиной. Самая хорошая динамика — в последнее десятилетие. Впрочем, здесь опять-таки сложно сделать выводы: в эти годы одновременно и улучшалось состояние дорог, и повышалась культура вождения, и ужесточались наказания за нарушение ПДД. К позитивной динамике привело сочетание усилий государства.

Противники пересмотра скоростного порога также отмечают, что после принятия новых правил у автоинспекций и чиновников возникнет огромный фронт работы. Нужно будет пересмотреть текущую организацию дорожного движения во всех городах. Судебные приставы столкнутся с высокой нагрузкой из-за огромного количества новых штрафов. Инспекторы будут загружены бумажной волокитой, и им придется перепроверять сомнительные решения техники.

Что говорит статистика

Согласно данным научного центра МВД, за девять месяцев прошлого года около 90% ДТП произошли по вине водителей — из-за нарушения ПДД. Остальные инциденты возникли из-за невнимательности или халатности пешеходов. Но есть и такой показатель: треть нарушений возникает в условиях проблем дорожной инфраструктуры — с разметкой, знаками, качеством полотна.

В указанный период самыми массовыми видами дорожных происшествий стали столкновения транспортных средств (45%), наезд на пешеходов (25%) и съезд с дороги (11%). Любопытно, что половина всех аварий случаются по вине автолюбителей со стажем более 15 лет: вопреки обывательскому представлению новички ездят медленно и аккуратно, а опытные водители часто расслабляются.

Три четверти всех аварий происходит в городах и населенных пунктах, при этом погибают там чуть менее половины людей от всех зарегистрированных случаев их гибели (45,8%). На федеральных трассах и региональных дорогах выше скоростной режим, меньше контроля, часто хуже качество инфраструктуры.

Лидерами антирейтинга с наиболее частыми смертями в результате ДТП (число погибших в ДТП в расчете на 100 пострадавших) стали республики Северного Кавказа: Чечня (22,2), Кабардино-Балкария (16,8), Ингушетия (15,7) и Адыгея (14,9). В Московской области суммарный коэффициент составил 12,2.

Статистика ДТП и пострадавших на дорогах

Источники: stat.gibdd.ru, Росстат

Статистика по автомобилям и погибшим в ДТП

Источники: stat.gibdd.ru, Росстат

Безопасность или бюджет

Чем продиктована инициатива московских чиновников снизить нештрафуемый порог скорости, заботой о безопасности граждан или задачей наполнить бюджет, — вопрос открытый.

Ежегодно собираемость штрафов с водителей только растет. В 2020 году автоинспекция вынесла по всей стране 167,2 млн штрафных предписаний — на 15,7% больше, чем годом ранее. Общая сумма сборов составила 117 млрд рублей, это примерно половина затрат на строительство Крымского моста. За последние пять лет прирост выписанных штрафов составил 85%.

Больше всего нарушений было связано с превышением скорости. Таких штрафов сотрудники ГИБДД выписали 120 млн. При этом чаще всего автомобилисты нарушали скоростной режим на 20–40 км/ч (95%). Несоблюдение требований дорожных знаков или разметки составляет вторую по величине долю административок — 12,5 млн. За езду в нетрезвом виде и за выезд на встречную полосу всего было выписано чуть более миллиона штрафов.

Обеспечили взрывной рост количества «писем счастья» стационарные комплексы фотовидеофиксации. Если на начало 2019 года в субъектах РФ насчитывалось 10,8 тыс. стационарных и 3,9 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, то в 2020-м «стационарок» стало 17,2 тыс. За четыре года их количество увеличилось на 10 тыс.

Одновременно государство совершенствует качество дорожной инфраструктуры. Согласно нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» к 2024 году долю автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, планируется довести с 44 до 50%. А долю дорожной сети городской агломерации — с 60 до 85%.

Показательно, что вот уже два года идут баталии вокруг поправок к закону «Об организации дорожного движения», подготовленных Минтрансом России еще в 2020-м. Речь идет о формате участия ГИБДД в согласовании проектов организации дорожного движения, то есть о схемах расположения знаков, разметки, камер и светофоров, введении одностороннего движения. После 2013 года регионы не обязаны согласовывать такие проекты с профильным ведомством.

В 2019 году фракция ЛДПР предложила вернуть прежнюю практику. Депутаты аргументировали инициативу тем, что местные власти часто по своему усмотрению меняют знаки и правила, например чтобы сэкономить на обустройстве дорог либо для повышения собираемости штрафов. Понятно, что на безопасность участников дорожного движения такие инициативы влияют негативно.

Согласованный с Минтрансом и ГИБДД законопроект о возврате прежних правил прошел через несколько закулисных баталий. Против, как замечали некоторые депутаты, выступали в первую очередь представители столичного правительства и ряда иных регионов. В итоге лишь в декабре 2021 года законопроект был принят в первом чтении в очень мягком варианте: субъекты РФ обязывали лишь учитывать позицию ГИБДД, не более. И Минтранс, и ряд депутатов потребовали вернуть законопроект в первоначальный вид.

К слову, в том же 2013 году Московская административная дорожная инспекция получила право выносить штрафные предписания и собирать деньги за парковку под знаком. Впоследствии похожие инициативы столица лоббировала и по другим «штрафным» направлениям, правда неудачно.

Сборы с дорожных камер направляются в дорожные фонды столицы и позволяют финансировать гигантские инфраструктурные стройки Москвы. Водители в столичном регионе в 2021 году получили более 30 млн «писем счастья» — это примерно пятая часть всероссийского объема. Доходы с парковок идут на благоустройство. По данным московского паркинга, с 2012 года таким образом было собрано свыше 45 млрд рублей.

Если же посмотреть на дорожную статистику столицы, то критическую картину тоже увидеть не получится. Здесь самое большое число ДТП в сравнении с остальными регионами, но в пересчете на количество машин показатели вполне умеренные. То же касается данных по смертности (376 человек в 2020 году) и по пострадавшим (8990). Динамика по всем показателям очень хорошая.

Число зафиксированных камерами нарушений ПДД и сумма выписанных штрафов

Источник: ГИБДД

Фото: Andrei Vasilyev/TASS Россия, РБК/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Было у отца пятеро сыновей... Было у отца пятеро сыновей...

Как сложилась судьба сыновей имама Шамиля?

Дилетант
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
«В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности» «В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности»

Главный фронт войны между Китаем и США — экономический

Эксперт
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Атомный шпионаж Атомный шпионаж

Манхэттенскому проект и шпионаж

Дилетант
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
Сказка – это будущее Сказка – это будущее

Об эскапизме, о будущем и о разнице между личной и общественной моралью

Правила жизни
Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью

Удивительные примеры музыки, навеянной живописью

СНОБ
Если отец — нарцисс, дочь — русалочка: психолог рассказала о синдроме, который есть у многих женщин Если отец — нарцисс, дочь — русалочка: психолог рассказала о синдроме, который есть у многих женщин

Что такое синдром Русалочки?

Psychologies
$117 000 из бассейна: сколько принесло россиянам возвращение на ЧМ по плаванию $117 000 из бассейна: сколько принесло россиянам возвращение на ЧМ по плаванию

Сколько заработали россияне, и кто из пловцов стал самым богатым в сезоне

Forbes
Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары

10 уловок, которые вызывают желание заполучить совершенно бесполезный товар

Psychologies
Мальта. Тайны мегалитических построек Мальта. Тайны мегалитических построек

Мальта по праву может называться одной из колыбелей развития человечества

Зеркало Мира
Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики» Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики»

Как промышленное сердце России превратилось в центр моды федерального масштаба

ФедералПресс
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Туве Янссон Туве Янссон

Правила жизни писательницы Туве Янссон

Правила жизни
Как в Третьяковской галерее реставрируют самые большие произведения искусства Как в Третьяковской галерее реставрируют самые большие произведения искусства

Какую роль в реставрации произведений искусств играют технологии и наука?

СНОБ
По законам гостеприимства По законам гостеприимства

Солнечный интерьер, который встречает тепло и радостно

Идеи Вашего Дома
Сергей Капица как искусственный интеллект Сергей Капица как искусственный интеллект

В чем опасность цифрового двойника человека

Наука
Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах

Почему бизнес предпочитает развивать свою IT-инфраструктуру?

Forbes
Джессика Джессика

Всего за год Jessica Gallery собрала пул актуальнейших художников

Собака.ru
Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы» Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы»

Какие задачи стоят перед депутатами Магаданской областной думы?

ФедералПресс
Лиза Гусевская Лиза Гусевская

Лиза Гусевская — душевный фэшн-инфлюенсер с уклоном в максимализм

Собака.ru
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда

Почему нельзя игнорировать обиду?

Psychologies
Открыть в приложении