«Протон» выпустил оригинальную модель электросамокатов

ЭкспертHi-Tech

Самокат повышенной надежности

Зеленоградский производитель электроники «Протон» выпустил оригинальную модель электросамокатов, чтобы войти в быстро растущий рынок кикшеринга

Виктория Безуглова

Цельная и сварная конструкция, полностью спрятанные провода и трос, быстросъемная батарея и большие колеса — главные отличия самоката завода «Протон»

Доставщик пиццы или продуктов едет по городу на электровелосипеде — эта картинка уже всем знакома, а вот доставщик на электросамокате с прикрученным к нему коробом для товаров — на такую историю существует пока лишь запрос со стороны многочисленных сервисов по доставке еды. Производители электросамокатов думают, как реализовать это и другие пожелания потенциальных клиентов, свидетельствующие о том, что в ближайшие несколько лет рынок будет активно развиваться. Хотя он и так в последнее время всех удивляет: за год продажи электросамокатов в России выросли более чем в три раза, и сегодня только в кикшеринге — сервисе по предоставлению самокатов в краткосрочную аренду — задействовано более 90 тыс. штук, а всего в стране за первое полугодие 2021 года было продано около 335 тыс. штук. Объем рынка оценивается в 10 млрд рублей.

Спрос на самокаты в России на 99% удовлетворяется за счет импорта — прежде всего многочисленных брендов из Китая, а также с большим отрывом следующих за ними марок из Голландии, Германии, Испании, Таиланда и Кореи. И вот на этот плотный рынок, где по запросу в онлайне «купить самокат» сразу попадаешь на сайты маститых дилеров с широким предложением по ассортименту и ценам, решила выйти отечественная компания с полувековой историей, некогда известная как экспериментальный завод «Протон» Московского института электронной техники, а ныне — АО «Завод “Протон”».

Вложив в разработку нового продукта 20 млн рублей, компания на своих производственных площадях в ОЭЗ «Технополис Москва» в Зеленограде уже выпустила 330 электросамокатов, план следующего года — сделать тысячу штук. «Мы уже продали семьдесят самокатов для сервисов кикшеринга, они сдаются в прокат в Череповце, Сочи, ОреховоЗуеве, — рассказывает менеджер по проектам завода “Протон” Владислав Сысоев. — Покупают разными партиями, от десяти до сорока изделий, но мы хотели бы выйти на продажи от ста самокатов за раз и для этого наращиваем производство, создаем современный участок с цехами определенного цикла».

Разработано две модели самокатов — для кикшеринга и для продажи частным лицам. Пока все изделия реализуются под заказ, но в планах компании — открыть собственный магазин электротранспорта. Здесь уверены, что их продукция займет свою нишу на рынке, поскольку по техническим характеристикам она сопоставима с лучшими образцами известных брендов, в том числе Xiaomi, Kugoo, Ninebot, Neoline.

Завод «Протон» создан в 1972 году в Зеленограде. Специализируется на разработке и производстве полного цикла радиоэлектронной и микроэлектронной аппаратуры. Основные активы: производство площадью более 10 тыс. кв. м, станция технических испытаний. Выручка — 1,4 млрд рублей. Число сотрудников — 181 человек.

Всё для удобства клиента

Идея выпустить электросамокат принадлежит заместителю гендиректора «Протона» Виталию Сухову, а команда конструкторов, занявшись ее практическим воплощением, решила создать модель повышенной надежности, с дополнительными удобствами для пользователей и облегченным техническим обслуживанием. «Была поставлена задача сделать конструкцию с минимальным количеством разъемных соединений, так как многие серийные самокаты из-за большого количества соединений быстро разбалтываются, что делает их некомфортными и даже опасными в эксплуатации. Мы также хотели максимально скрыть все коммуникации — проводку, тормозные тросы, включая сопряжение рама—вилка», — рассказывают на заводе.

Вилку сделали неразборной — цельной и сварной, полностью спрятали провода и трос, что важно в антивандальных целях для использования самоката в кикшеринге. Рама тоже сварная, без болтовых соединений. Компоновку проводки и оборудования системы осуществили так, чтобы максимально сократить время сборки и разборки самоката, замену любого элемента системы — это снижает затраты на сервис. В отличие от большинства аналогов с колесами в 8–10 дюймов установили колеса в 14 дюймов, что облегчает управление самокатом, особенно для неопытных пользователей. Аккумуляторная батарея тоже быстросъемная, что сокращает время простоя и позволяет держать меньшее количество единиц техники на одной площадке. Подумали и о том, чтобы на платформе самоката разместить специализированный наждак, как у профессиональных скейтбордистов, для максимального сцепления подошвы обуви с поверхностью при любых погодных условиях.

Выпустив партию самокатов базовой модели, на заводе сразу приступили к ее усовершенствованию. К примеру, базовая не имеет переднего тормоза и подвесок, но конструкторы уже рассматривают варианты установки как барабанного тормоза, так и дискового — для большего удобства эксплуатации изделия. Разработано несколько вариантов передней подвески эластомерного типа, которые, в отличие от традиционных телескопических, не имеют трущихся элементов. «Сейчас наши подвески проходят тесты и мы работаем над параметрами узла и его дизайном, хотим унифицировать конструкцию, чтобы была возможность выбирать комплектацию или менять ее в процессе эксплуатации, не прибегая к сложным операциям и высоким затратам», — говорит Владислав Сысоев.

В базовой модели нет и складного механизма, который актуален для индивидуального использования и перевозок самоката в багажнике автомобиля или в общественном транспорте. Складной механизм разрабатывается и тоже будет защищен от разбалтывания в процессе эксплуатации.

Трудная дорога к импортозамещению

Самокаты завода «Протон» производятся на территории РФ и соответствуют статусу импортозамещающих, но при этом завод не раскрывает соотношение импортных и отечественных компонентов в изделиях. Это, скорее всего, объясняется тем, что доля отечественных узлов и материалов в их изделии относительно невелика. Не случайно в России вообще мало производителей самокатов. По данным таможенной компании «СБ Карго», ряд отечественных брендов самокатов, таких как Eltreco, Elbike, Novatrack, производят свой товар в Китае или Южной Корее, им известен лишь один отечественный производитель, который делает самокаты в России и даже экспортирует их, — это бренд Reactive.

Как рассказал владелец Reactive ИП Иван Барташов, он еще в 2016 году получил патент на изобретение и поставил на рынок линейку электросамокатов, не без основания считая себя первым производителем самокатов в стране. Объемы его бизнеса скромны: первую партию в 150 штук он продавал целых два года, а в этом году выпустил еще 100 штук. Но зато досконально изучил тему. «В 2015 году я подарил сестре один из лучших электросамокатов на рынке, модель Razor E300, но он был тяжелый, развивал небольшую скорость, имел малый запас хода, — рассказывает Иван. — И тогда пришла идея сделать самокат российского производства, я хотел выпустить такую модель, которая удовлетворяла бы моим представлениям о хорошем самокате». К проекту он привлек конструктора, который разработал опытный образец: легкость конструкции дал авиационный сплав алюминия, из которого сделали складывающуюся раму, а скорость обеспечил самостоятельно выполненный из компонентов LG аккумуляторный блок. После доработки модели заказ на изготовление рам разместили на одном из московских заводов, а сборку и предпродажную подготовку осуществляли в своем небольшом цехе силами двух мастеров. Разработка электросамоката обошлась в 200 тыс. рублей, а изготовление первой партии — в 6,5 млн.

Сейчас цены на сырье и комплектующие уже другие, но соотношение в готовом изделии импортных и отечественных компонентов не изменилось — 60% к 40%, а в стоимостном выражении этот разрыв еще выше — 80% к 20%. «В самокате наша конструкция, аккумулятор сделан самостоятельно, но из западных компонентов, преобразователь тока, тросы и провода отечественные, а мотор, колеса, покрышки, элементы управления — китайские», — поясняет Барташов.

На первый взгляд, зеленоградской продукции с большой долей иностранных комплектующих непросто найти покупателя на переполненном рынке. «Еще несколько лет назад рынок самокатов был свободен, два-три производителя, а сейчас их сотни, причем у таких известных брендов, как Xiaomi, Kugoo, есть неплохие модели, и учитывая, что они их производят десятками тысяч, конкурировать по цене очень сложно, в категории 20–30 тысяч рублей вообще бесполезно, только если делать сильно премиальный продукт», — полагает Иван Барташов, продукция которого продается по цене от 28 тыс. до 64 тыс. рублей.

Завод «Протон» продает свои самокаты по 75 тыс. рублей, то есть находится у нижней планки премиального ценового сегмента, объем которого оценивается в 10% рынка. Какие у него есть возможности для маневра? Несмотря на то что спрос в целом ориентирован на самокаты стоимостью до 50 тыс. рублей, со стороны шеринговых компаний есть интерес к более дорогим моделям — к примеру, цена популярных в прокате Ninebot Max Pro и Ninebot Pro достигает тысячи долларов. Правда, по запасу хода (до 40 км) самокат «Протона» сопоставим с более дешевыми моделями — по цене 50 тыс. рублей, зато он значительно превосходит их по легкости — весит всего 22 кг против 28–50 кг у аналогов, а также выдерживает максимальную загрузку до 220 кг, что характерно для сугубо премиальных моделей стоимостью от 130 тыс. руб.

В то же время в «Протоне» заверили, что цену самоката еще будут корректировать в сторону понижения и с этой целью уже подготовили план снижения себестоимости производства, правда, подробности не раскрыли. А Иван Барташов предположил, на чем можно дополнительно сэкономить: мотор и колеса заказывать не в Китае, а на одном заводе в Казани — этот вариант он просчитывал для себя, только вот выгода есть при партии в тысячу штук, как раз такой, на которую нацелены зеленоградцы.

Фото: предоставлено пресс-службой завода «Протон»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
«Этот секс был волшебным!»: что такое сексуальная магия «Этот секс был волшебным!»: что такое сексуальная магия

Как через секс «сливались с богом» монахи и можно ли забеременеть от сатаны.

Psychologies
Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео

Почему контента так много и как к этому привыкнуть?

Эксперт
Мусульмане, горожане и жители крайнего севера: зачем ориентировать бизнес на метарегионы Мусульмане, горожане и жители крайнего севера: зачем ориентировать бизнес на метарегионы

Ориентация на метарегионы может дать больше, чем ориентация на страны

Inc.
Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
Мужчина зарезал беременную третьим ребенком подругу, за то, что она его бросила Мужчина зарезал беременную третьим ребенком подругу, за то, что она его бросила

К сожалению, домашнее насилие не всегда заметно окружающим

Cosmopolitan
Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes
Шпион, выйди вон! Шпион, выйди вон!

Не проходит и дня, чтобы мы не зашли на страницу бывшего...

Psychologies
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
Неубиваемые цитаты из фильма «ДМБ» Неубиваемые цитаты из фильма «ДМБ»

Крылатые перлы из, пожалуй, самого культового российского фильма на тему армии

Maxim
Марк Цукерберг Марк Цукерберг

Правила жизни создателя Facebook Марка Цукерберга

Esquire
Как изменился секс за последние годы? Как изменился секс за последние годы?

В чем заключается особенность секса в наши дни?

Psychologies
Игра в десятку. Сколько будет стоить новый Lexus LX600 Игра в десятку. Сколько будет стоить новый Lexus LX600

Lexus LX600. Ну и чем он хорош?

Maxim
План сопрано План сопрано

Аида Гарифуллина, оперная певица и друг бренда Armani Beauty

Cosmopolitan
15 стыдных вещей, которые делает каждая женщина 15 стыдных вещей, которые делает каждая женщина

Ни одна девушка в этом не признается

Maxim
Королева манто Королева манто

Перед тобой Олеся Судзиловская — приготовься к передозировке прекрасного

Maxim
«Она капризная звезда»: Минаев рассказал, как уговорил Пугачёву выйти на сцену «Она капризная звезда»: Минаев рассказал, как уговорил Пугачёву выйти на сцену

Сергей Минаев рассказал о своем сотрудничестве с Аллой Пугачёвой

Cosmopolitan
Анализ морфологии зубов опроверг гипотезу о заселении Америки из Японии Анализ морфологии зубов опроверг гипотезу о заселении Америки из Японии

Среди ученых продолжается дискуссия о времени и маршрутах заселения Америки

N+1
Как матери бросили вызов патриархальному «американскому счастью» 1960-х Как матери бросили вызов патриархальному «американскому счастью» 1960-х

Отрывок из книги Мэгги Доэрти о женской дружбе и эмансипации в 1960-х

Forbes
Легендарный завод ГЗСА: советские «Почта» и «Хлеб» Легендарный завод ГЗСА: советские «Почта» и «Хлеб»

Одними из самых распространённых в СССР автомобилей были ГЗСА

Популярная механика
Спорить не о чем: как хорошо очистить поры и не повредить кожу Спорить не о чем: как хорошо очистить поры и не повредить кожу

Как правильно очищать кожу?

Cosmopolitan
Феномен Måneskin: что стоит за славой и обожанием группы Феномен Måneskin: что стоит за славой и обожанием группы

Почему ребята из Måneskin могут посоревноваться в популярности с Queen

ЖАРА Magazine
Что стоит делать в 20 лет, чтобы избежать сожалений в 40 Что стоит делать в 20 лет, чтобы избежать сожалений в 40

Что делать, чтобы не стало «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»

Psychologies
Советская автомобильная иллюстрация: 1976 год Советская автомобильная иллюстрация: 1976 год

Необычная автомобильная подборка – из набора карманных календариков 1976 года

Популярная механика
Мари Краймбрери Мари Краймбрери

Мари Краймбрери рассказала, что считает для себя лучшей психотерапией

ЖАРА Magazine
Древний добытчик соли в Австрии отведал пива и сыра с плесенью Древний добытчик соли в Австрии отведал пива и сыра с плесенью

Биологи исследовали палеофекалии, обнаруженные в соляных шахтах

N+1
Поговори со мною, мама Поговори со мною, мама

Людмила Борисовна Нарусова написала письмо Ксении Собчак

Tatler
Как я сделала пластику век и о чем пожалела: реальная история продюсера Сosmo Как я сделала пластику век и о чем пожалела: реальная история продюсера Сosmo

Анастасия Фридман поделилась своим опытом пластики век

Cosmopolitan
Слова-маркеры Ксении Собчак. Что они говорят о настроениях среднего класса Слова-маркеры Ксении Собчак. Что они говорят о настроениях среднего класса

Список слов-маркеров от Ксении Собчак

СНОБ
5 самых перспективных методов продления жизни 5 самых перспективных методов продления жизни

Лучшие практики, которые позволяют увеличить продолжительность жизни

Популярная механика
Открыть в приложении