Правительство пока не собирается дополнительно субсидировать авиакомпании

ЭкспертБизнес

Авиакомпаниям подрезают крылья

Правительство пока не собирается дополнительно субсидировать авиакомпании, считая, что летом, в высокий сезон, они смогут заработать сами, в том числе за счет повышения цен на авиабилеты и оптимизации количества рейсов

Александр Лабыкин

В этом году спрос на авиабилеты по международным направлениям вырос на 24% по сравнению с прошлым годом. Фото: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

Рынок авиационных перевозок готов сорваться в турбулентность: в первом квартале этого года заметно увеличился пассажиропоток, но одновременно начали резко повышаться цены на билеты. Есть вероятность, что рост цен в ближайшее время ускорится, а это неизбежно приведет к падению спроса.

По прогнозу Минтранса, основанному на опросах авиакомпаний, стоимость перелетов за год может вырасти на 15–30%. Проблему авиаперевозчики видят в уменьшении господдержки: если в прошлом году в качестве экстренной помощи (за отмену прибыльных международных рейсов и прочие связанные с СВО трудности) отрасли были выделены рекордные 172,3 млрд рублей, то на 2023-й в бюджете заложено всего 52 млрд на субсидирование невыгодных внутренних рейсов.

Министра экономического развития Максима Решетникова аппетиты авиакомпаний возмутили: у них и так «золотые билеты» при общем повышении заполняемости кресел в самолетах. Однако, несмотря на рекордную прибыль, которую перевозчики получили в прошлом году, уже начались отмены убыточных из-за отсутствия субсидий внутренних рейсов. Эксперты уверены, что во время летнего туристического сезона ситуация будет развиваться по следующему сценарию: цены начнут расти вслед за спросом, но, как только они станут неподъемными для потребителей и пассажиропоток снизится, финансовому блоку правительства придется сдаться и снова поддерживать авиакомпании для сохранения планового трафика.

Взлетаем все чаще

Прошлый год надолго запомнится отрасли авиационных перевозок по числу невиданных прежде экстренных событий: беспрецедентные ограничения полетов в десятки недружественных стран; санкционный запрет на техническое обслуживание и поставку запчастей для воздушных судов, парк которых почти полностью состоит из Boeing и Airbus; закрытие 11 южных аэропортов страны по соображениям безопасности. И всетаки если еще год назад СМИ пестрили заголовками о неизбежном снижении пассажиропотока вдвое, то в реальности он, по данным Минтранса, по сравнению с 2021-м упал лишь на 15% — до 95,2 млн человек. При этом доля международных перевозок уменьшилась с 40% менее чем до 20%, что также можно считать неплохим результатом. «В самом деле, настроения в прошлом году у многих были панические: никто не понимал, что будет с поставкой запчастей, от которых наш авиапарк критически зависим, а главное, каким окажется платежеспособный спрос, — вспоминает главный редактор аналитического портала “Авиапорт” Олег Пантелеев. — На этом фоне прошлый год можно считать вполне успешным. Более того, несмотря на сохранение всех санкционных режимов, отрасли удалось приспособиться, отладить техническое обслуживание и изменить программы полетов так, чтобы сбалансировать пассажиропоток». Эксперты уверены, что в 2023 году Минтранс сможет выполнить поставленный перед ним план по перевозкам в 101,3 млн пассажиров — на 6,4% больше, чем в 2022-м.

И задел для выполнения такого плана уже есть. По данным ведомства, в первом квартале российские авиакомпании увеличили перевозки до 20,7 млн пассажиров — на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как обычно, отличилась доминирующая на рынке группа «Аэрофлот», у которой пассажиропоток вырос вдвое больше среднего — на 11,3%. Наибольший трафик пришелся на март, когда у авиакомпаний «Аэрофлота» он повысился сразу наполовину относительно марта прошлого года, как, впрочем, и в целом по рынку. Положительная динамика полетов продолжилась и в апреле, и далее, по прогнозам, она будет только нарастать, что говорит об успешном начале высокого туристического сезона.

…И платим больше

Но вместе с тем повышаются и цены на авиаперевозки. Хотя в прошлом году, по информации Росстата, они снизились в среднем на 10% по сравнению с 2021 годом, несмотря на подорожание международных направлений. На недавнем совещании президента с членами правительства Максим Решетников пожаловался на рост цен в отрасли, сославшись на данные Федеральной антимонопольной службы, которая выявила, что стоимость забронированных авиабилетов по России на лето увеличилась на 10%. Росстат указывает, что в марте авиаперевозки эконом-класса подорожали на 20% по сравнению с мартом прошлого года. По данным сервиса путешествий «Туту», средний чек за билет по России по итогам первого квартала составил 12 133 рубля туда-обратно (на 15% больше, чем в первом квартале 2022 года).

Еще в апреле замминистра транспорта Игорь Чалик сообщил, что стоимость авиабилетов может увеличиться на 15–30% из-за недостаточного субсидирования перелетов. По прогнозам Минтранса, при таком росте цен авиатрафик рискует упасть на 10–20%.

В прошлом году из-за санкций государство оказало гражданской авиациибеспрецедентную поддержку, выделив 172,3 млрд рублей вместо обычных 50– 60 млрд по четырем программам (перелеты между регионами, минуя Москву, дальневосточные перелеты, калининградские и прочие дотируемые). Из них 100 млрд пошли на субсидирование внутренних перевозок (чтобы не повышали стоимость билетов на популярных направлениях), более 27 млрд — на обеспечение убыточных региональных рейсов, а также перевозок наименее социально защищенных категорий граждан и региональной дальневосточной компании «Аврора». Еще 19,5 млрд составила компенсация пассажирам стоимости билетов на отмененные из-за санкций рейсы, а 15 млрд направили на помощь Росавиации по организации воздушного движения, поскольку она лишилась доходов от роялти за пролеты над Россией самолетов из недружественных стран. И так далее, вплоть до компенсаций за некоторые ставшие убыточными грузовые рейсы.

В текущем году экстренная господдержка не предусмотрена. Как пояснили в Минтрансе, с ноября 2022 года по март 2023-го отрасли уже выделили 25,3 млрд рублей, благодаря чему за этот период удалось перевезти 27,4 млн пассажиров. Кроме того, предполагается, как и прежде, субсидирование полетов наименее социально защищенных групп граждан и жителей Дальнего Востока и поддержка региональных перевозок в объеме 27,2 млрд рублей. Суммарно субсидии составили более 52,5 млрд вместо прежних 172,3 млрд. Более 7,5 млрд было также выделено 11 закрытым аэропортам. «Снижение дополнительного субсидирования в этом году, безусловно, может заметно сказаться на стоимости авиаперелетов, — уверен Дмитрий Горин, вице-президент Российского союза туриндустрии, член наблюдательного совета Ассоциации туроператоров “Турпомощь”. — Поначалу авиакомпании постараются сократить число нерентабельных рейсов (на межрегиональных направлениях), что уже отчасти происходит. ФАС, Минэкономразвития и Минтранс отслеживают ситуацию, в том числе с ценами». Впрочем, прямое государственное регулирование стоимости перелетов не предусмотрено, и мониторинг не является инструментом влияния на авиакомпании.

Минтранс планирует, что в этом году авиакомпании смогут перевезти 101,3 млн пассажиров, или на 6,4% больше, чем в прошлом году

Не равны перед поддержкой

Несмотря на то что в прошлом году авиаперевозчикам для снижения санкционного давления разрешили не публиковать финансовую отчетность, некоторые из них в апреле поделились своими данными (по РСБУ). Как оказалось, ряд авиакомпаний наряду с рекордными субсидиями получили и рекордную за несколько лет прибыль. По данным сервиса AviaStat.ru, чистая прибыль 27 ведущих пассажирских авиакомпаний России по итогам прошлого года составила 87,8 млрд рублей — почти в 2,8 раза больше, чем годом ранее (правда, это может объясняться эффектом низкой базы в 2021-м, когда на развитии отрасли сказывались пандемийные ограничения).

Больше всех заработали два крупнейших частных авиаперевозчика — S7 Airlines Владислава Филева (34,4 млрд рублей) и «Уральские авиалинии» Сергея Скуратова (13,5 млрд). Это их рекорд за семь лет. У лоукостера «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») результаты скромнее: чистая прибыль составила 15 млрд рублей (рост в 4,4 раза), достигнув максимума с момента основания компании. Сам «Аэрофлот» данные по группе в целом не публиковал, но известно, что в 2021 году компания получила 45,6 млрд чистого убытка, хотя его «дочка» «Россия» — 382 млн чистой прибыли. В то же время «Аэрофлоту» досталась почти половина из дополнительно выделенных в прошлом году субсидий.

«Я вижу, что у этих компаний объем субсидий был меньше, чем прибыль, а значит, несмотря на убытки прошлых лет, они сумели сами заработать, то есть могли бы обойтись и без внеплановой господдержки, — рассуждает главный редактор Avia Ru Network, эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров. — С другой стороны, полной картины мы не видим: S7, как я понял, показала только прибыль своей “дочки” Globus, а сколько она сама заработала, непонятно — может, получила убыток. Нет ясности и с “Аэрофлотом” и его “Россией”. А вот у других компаний, насколько мне известно, финансовый результат печальный: выросшие в прошлом году издержки никуда не делись, плюс к ним добавились общая инфляция и колебания курса рубля».

Впрочем, по словам эксперта, все компании были в равном положении. Затраты выросли для всех одинаково: расходы только на техническое обслуживание из-за удорожания доставки импортных запасный частей повысились на 40–60%. А сами субсидии обычно распределяются прозрачно: либо по числу фактически перевезенных пассажиров, либо по заявленным планам. «Вполне закономерно, что у финансового блока правительства возникла дилемма: стоит ли давать деньги тем, кто сам может заработать? — продолжает Роман Гусаров. — Но некоторые владельцы авиакомпаний недоумевают: зачем кормить неэффективные компании и наказывать рублем тех, кто умеет выживать даже на падающем рынке?»

Туристы вновь предпочитают зарубежный отдых

Попытки авиакомпаний дополнительно заработать, как ни странно, тоже вызвали у Максима Решетникова раздражение. «Понятно их [авиакомпаний] желание получить прибыль, мы всячески это приветствуем, но прибыль должна зарабатываться за счет массовой доступной услуги, а не за счет допродажи пяти процентов оставшихся кресел на борту за космические деньги», — заявил он на совещании по развитию туризма в апреле и попросил глав регионов и Минтранс уделить внимание повышению доступности перелетов. Министр имел в виду рекордно высокую занятость кресел в зимний период: она росла с декабря и в феврале достигла почти 86%, чего в этот период не было никогда в истории авиаперевозок. «Обычно такой показатель говорит о сокращении частоты вылетов на каком-то рейсе, и это нормальная оптимизация, когда владелец стремится максимально заполнить борт», — отмечает Роман Гусаров.

Кроме того, в 2023 году перевозчики отлично заработают на международных направлениях, которые восстанавливаются после прошлогоднего провала. Обычно такой трафик приносил до 60% выручки компаний, но в прошлом году международный пассажиропоток сократился на 25%. По словам заместителя министра транспорта Андрея Костюка, сейчас международные пассажирские рейсы выполняют 14 российских авиакомпаний в 22 государства и 53 иностранные авиакомпании из 27 государств (как и в прошлом году). Он также ожидает роста числа международных рейсов. Отечественные перевозчики уже увеличили в полтора раза по сравнению с прошлым сезоном частоту плановых полетов в наиболее популярную сейчас у россиян Турцию. Плюс самим турецким компаниям согласованы 629 рейсов — на 40 больше, чем в 2022-м. В мае Росавиация в ответ на запросы авиакомпаний выдала новые допуски на зарубежные рейсы в ту же Турцию, Индию, Китай, ОАЭ и Монголию. Например, Red Wings сможет, помимо действующих рейсов в Турцию из нескольких городов страны, отправлять пассажиров в Анталью из Нижнекамска, а также увеличит число рейсов туда из Екатеринбурга до семи раз в неделю. Компания также будет теперь дважды в неделю летать на Гоа. «Аэрофлоту» и вовсе разрешили организовать постоянные (вместо временных) ежедневные рейсы на Гоа из Москвы.

По данным «Туту», доля пассажиров, бронирующих билеты в страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в страны Европы, увеличилась, а бронь по России сократилась. Средний чек туда-обратно в дальнее зарубежье (не считая Европы) вырос всего на 10% (с 55 тыс. до 60 тыс. рублей), в то время как бронь по России подорожала на 14% — до 20,5 тыс.

Это беспокоит Минэкономразвития. «Мы видим, что емкость (спрос на билеты. — “Эксперт”) на внутренних воздушных линиях относительно прошлого года снизилась по планам авиакомпаний на 10 процентов, в то время как международных повысилась на 24 процента. Нам, конечно, важно обеспечить баланс этих показателей», — сказал Максим Решетников в ходе видеосовещания с президентом. По словам министра, авиаперевозчики жалуются, что глубина планирования покупок билетов уменьшилась (билеты приобретают за две-три недели до вылета вместо трех и более месяцев до пандемии), «поэтому текущие планы действительно идут со снижением, но компании пообещали оперативно добавлять рейсы».

Но пока их только отменяют. В частности, недавно были отменены рейсы в Омской и Тюменской областях, Татарстане, Дагестане и Северной Осетии, Санкт-Петербурге, Тобольске, Кемерове, Чите и других городах. Речь идет о тех рейсах, которые субсидируются по программе выполнения региональных полетов в обход Москвы: объем ее финансирования в этом году был снижен с 9 млрд до 7,5 млрд рублей. «Будем очень внимательно за этой ситуацией с Минтрансом наблюдать… Не будет достаточного предложения авиабилетов — не будет туризма. Мы все это понимаем», — заявил Максим Решетников.

«Действительно, те 25 миллиардов рублей на внутрироссийские перевозки, которые были выделены на осенне-зимний период в прошлом году, авиакомпаниями уже распределены и освоены, — поясняет Олег Пантелеев. — Продолжения субсидирования в прежнем формате ожидать пока не приходится, отчасти изза того, что авиакомпании показали по итогам 2022 года хорошие финансовые результаты». Роман Гусаров соглашается, что сейчас идет нормальная рыночная игра: пока пассажиры готовы платить, авиаперевозчик будет постепенно повышать цену, а также все больше бортов направлять на прибыльные рейсы вместо менее прибыльных. «Но как только палку перегнут, мы увидим падение спроса. И если он окажется пикирующим и нашим планово-убыточным авиакомпаниям станет невыгодно летать, вот тогда, возможно, субсидии снова будут выделены», — говорит эксперт.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Битва за Пакистан Битва за Пакистан

Почему Имран Хан так и не смог удержать власть в Пакистане

Эксперт
Как раскрыть сексуальность, зная свой типаж: гид от стилиста и 3 главных совета Как раскрыть сексуальность, зная свой типаж: гид от стилиста и 3 главных совета

Одежда - верный способ найти себя настоящую

VOICE
Налоговая шерстит франшизы Налоговая шерстит франшизы

Дело Zenden может стать опасным прецедентом для всего российского франчайзинга

Эксперт
Транспорт будущего Транспорт будущего

Вот уже шесть лет мы пишем про летающие автомобили и стоим рядом с прототипами

ТехИнсайдер
Санкции ускоряют российский софт Санкции ускоряют российский софт

Вопреки прогнозам российские ИТ-компании демонстрируют существенный рост

Эксперт
Как переделать старый «Мерседес» в новый? Как переделать старый «Мерседес» в новый?

Несколько интересных переделок Mercedes

ТехИнсайдер
Разведка доложила точно Разведка доложила точно

Есть мнение, что агентурная сеть сыграла определяющую роль в Курской битве

Дилетант
Ненормированный график и мозоли на теле: как устроен модельный бизнес в Китае Ненормированный график и мозоли на теле: как устроен модельный бизнес в Китае

Труд модели в Китае хорошо оплачивается, но условия работы сильно отличаются

Forbes
Игра в шашечки Игра в шашечки

В России резко взлетели цены на услуги такси

Эксперт
Правила жизни Тины Тернер Правила жизни Тины Тернер

Правила жизни королевы рок-н-ролла Тины Тернер

Правила жизни
Слабый сильный пол Слабый сильный пол

Чем чаще всего болеют мужчины (краткий курс для заботливых жен)

Лиза
«Да пребудет с тобой сила»: как сохранять равновесие в кризис — 10 стратегий «Да пребудет с тобой сила»: как сохранять равновесие в кризис — 10 стратегий

Эта стратегия может оказаться весьма полезной в трудной ситуации

Psychologies
Почему футболисты получают так много денег? Почему футболисты получают так много денег?

Почему футболисты так много зарабатывают? Объяснение от банка Великобритании

Maxim
Подсудное дело: первый обвиняемый по «закону Родченкова» признал свою вину Подсудное дело: первый обвиняемый по «закону Родченкова» признал свою вину

Forbes.Спорт рассказывает о первом в истории деле по антидопинговому закону

Forbes
Саид-потрошитель Саид-потрошитель

«Убийца "Священный паук"»: антиклерикальный феминистский триллер

Weekend
10 фильмов, которые притворяются плохими, а на самом деле классные 10 фильмов, которые притворяются плохими, а на самом деле классные

Каверзные кинокартины, которые обманывают зрителя, делая ему хорошо

Maxim
«Мне повезло, что я остался жив»: Дольф Лундгрен впервые рассказал о тяжелой борьбе с онкологией «Мне повезло, что я остался жив»: Дольф Лундгрен впервые рассказал о тяжелой борьбе с онкологией

Дольф Лундгрен поделился шокирующими откровениями о своем здоровье

VOICE
Робопчелу научили контролировать рысканье Робопчелу научили контролировать рысканье

Инженеры разработали прототип миниатюрного орнитоптера под названием Bee++

N+1
Травмпункт на дому. Порезы, ушибы и прочие детские неприятности Травмпункт на дому. Порезы, ушибы и прочие детские неприятности

Если травма произошла, постарайся свести ее последствия к минимуму

Лиза
Почему советские джинсы так и не стали модными: причина тебя точно удивит! Почему советские джинсы так и не стали модными: причина тебя точно удивит!

Почему же за импортные джинсы люди были готовы отдать всю зарплату?

VOICE
Арахисовый пластырь вылечил детей от аллергии Арахисовый пластырь вылечил детей от аллергии

Пластырь с арахисовым антигеном снижает чувствительность к арахису у детей

N+1
Ни в коем случае не выбрасывайте их! 5 гениальных идей, как использовать ключи-кольца от жестяных банок в быту Ни в коем случае не выбрасывайте их! 5 гениальных идей, как использовать ключи-кольца от жестяных банок в быту

«Ушки» банок действительно могут пригодиться в быту — ловите 5 идей!

ТехИнсайдер
Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
Мозг Мозг

Почему люди подвержены негативным мыслям?

ТехИнсайдер
Скрывать корни, помнить про Рамадан и учить испанский: лайфхаки для пиара за рубежом Скрывать корни, помнить про Рамадан и учить испанский: лайфхаки для пиара за рубежом

Каково это — начинать PR с нуля на новом рынке

Forbes
Связь не без границ: как операторы компенсируют свои затраты за счет абонентов Связь не без границ: как операторы компенсируют свои затраты за счет абонентов

Участники рынка мобильной связи перекладывают часть затрат на абонентов

Forbes
Это пригодится! Лучшие способы очистить матрас от любых пятен Это пригодится! Лучшие способы очистить матрас от любых пятен

У многих хозяек возникает вопрос — как же стирать матрасы?

ТехИнсайдер
Актрисы, которые снимаются в постельных сценах без дублерш Актрисы, которые снимаются в постельных сценах без дублерш

Не каждая звезда готова обнажаться в кадре

Maxim
«Простите, но это мое мнение»: за что вы не должны извиняться — 7 примеров «Простите, но это мое мнение»: за что вы не должны извиняться — 7 примеров

За что мы извиняемся, когда не нужно

Psychologies
Осьминоги и кальмары «пробуют» окружающий мир своими щупальцами — и у них совершенно разные вкусы Осьминоги и кальмары «пробуют» окружающий мир своими щупальцами — и у них совершенно разные вкусы

Ученые исследовали рецепторы на присосках кальмаров и осьминогов

ТехИнсайдер
Открыть в приложении