Древние жители Монголии отправились в загробный мир на колеснице в сопровождении оленя
Археологи из России и Монако проанализировали изображения колесниц и животных эпохи бронзы, обнаруженные на скалах и оленных камнях в Центральной Монголии. Ученые пришли к выводу, что у представителей местных культур, помимо транспортной и военной функции, колесницы имели важное ритуальное значение: душа умершего отправлялась на повозке, запряженной лошадьми, в загробный мир в сопровождении самца оленя. Статья опубликована в журнале Archaeological Research in Asia.
В эпоху бронзы и железного века по территории Монголии и соседних регионов (Тувы, Алтая, Казахстана) широко распространились наскальные изображения, позволяющие значительно дополнить наши представления о хозяйстве и культуре местных популяций. Один из встречающихся сюжетов – это изображения колесниц. Только на территории Монголии известно, как минимум, несколько десятков рисунков этого вида транспорта.
Известно, что колесницы стали использоваться китайцами в эпоху Инь, приблизительно в XIV–XII веках до нашей эры, и им не предшествовали какие-либо местные формы колесного транспорта. Поэтому ученые предполагают, что иньцы узнали о колесницах от своих соседей, до которых они дошли через евразийские степи с Ближнего Востока. Обнаруженные в середине XX века петроглифы в Синьцзяне позволили подтвердить эту гипотезу. На территории современной России найдены и остатки колесниц, например, на территории Челябинской области, относящиеся к петровской археологической культуре (XVII–XVI века до нашей эры). Вместе с тем, как правило, исследователи уделяют больше внимания транспортной и военной функции колесниц, оставляя без внимания их ритуальное значение.