Ранненеолитическое поселение Кёртик-тепе назвали крупным центром развития духовной культуры
Ученые рассказали о результатах предварительного исследования покрытых символическими изображениями костяных пластинок из погребений ранненеолитического поселения Кёртик-тепе на юго-востоке Турции. Оказалось, что по характеру изображений и по морфологии они отличаются от аналогичных находок из других археологических памятников той же эпохи в Передней Азии. Это позволило исследователям предположить, что в начале неолита Кёртик-тепе был крупным и самобытным центром развития духовной культуры. При этом его жители поддерживали контакты с соседними поселениями, участвуя таким образом в формировании общих черт в облике неолитических культур, сообщает статья в издании Archaeological Research in Asia.
Основу современных представлений о ближневосточных культурах раннего неолита заложили исследования в Иерихоне (Палестина). В середине XX века здесь были раскопаны остатки протогородского поселения, сооруженного в IX тысячелетии до нашей эры. По-видимому, оно было региональным центром, объединявшим местные общины, осуществившие в IX–IX тысячелетиях до нашей эры переход от охоты и собирательства к ранним формам производящего хозяйства и оседлому образу жизни. О нем говорят находки остатков домов, зернохранилищ, каменных вкладышей для серпов, зернотерок и других предметов, связанных с примитивным сельскохозяйственным бытом. Однако эти люди еще не освоили изготовление керамики, поэтому самый ранний период становления земледелия и скотоводства на Ближнем Востоке получил название докерамического неолита.
Характерной чертой погребального ритуала у жителей древнейшего Иерихона были захоронения под полом жилищ. С этой же особенностью археологи встретились и при раскопках других поселений того же периода в разных районах Леванта, Юго-Восточной Анатолии и Северной Месопотамии. Такие памятники переходной эпохи и докерамического неолита, как Тель-Мурейбет, Гёбекли-тепе, Халлан-Чеми и другие, принесли немало данных (1, 2, 3) не только о хозяйственной жизни, но и о духовной культуре первых земледельцев. Помимо погребений, в них были найдены остатки культовых построек, антропоморфные и зооморфные фигурки, а также пластинки из кости, покрытые изображениями животных и геометрическим орнаментом. Сравнительные исследования всех этих находок показывают, что на рубеже плейстоцена и голоцена самые ранние оседлые группы в Передней Азии контактировали, обмениваясь идеями и верованиями, и часто использовали близкую символику. А изобразительные традиции, возникшие на заре неолита, обнаруживают сходство с более поздними артефактами, найденными в таких крупных поселениях, как Чайоню и Чатал-Хююк (Чатал-Хёюк).