Должны ли университеты зарабатывать? Концепция «тройной спирали» в российских реалиях
Университет исторически развивался как центр образования и науки, и лишь в 90-е годы XX века родилась концепция «тройной спирали», представляющая университет как триединство науки, образования и технологических инновации. Является ли такая модель магистральной для всего человечества и России в частности?
Что такое университет и каким он должен быть? Дискуссии на эту тему не утихают уже которое десятилетие, в том числе и в России. В своей истории университеты прошли через несколько стадий развития, и вполне возможно, что существующая модель далеко не оптимальна и нуждается в модификациях.
Университет 1.0. Образование
Университет как явление зародился в недрах европейской, христианской культуры и неразрывно был связан с церковью вплоть до Нового времени. Так, старейшим из ныне существующих считается Болонский университет, основанный в 1088 году. Фактически, университет был одним из средневековых цехов, основная цель которого — воспроизводство сословия богословов. Именно из средневекового университета берут начало такие формы занятий, как лекции и семинары.
В силу крайней немногочисленности как самих университетов, так и исследователей, богословов, каждый был уникален. Если человек средневековья прочитал за жизнь 30 книг и поговорил с 5 коллегами — это уже бесценный опыт. И самый экономный способ передать его — просто пересказать студентам, которые тщательно конспектируют слово своего учителя и будут хранить эти конспекты до конца жизни.
Таким образом, университет первого поколения, или «Университет 1.0» — это исключительно центр образования, понимаемого как передача знаний.
Университет 2.0. Образование и наука
Университет в более современном понимании (также известный как «Исследовательский университет»), с его дисциплинарным разделением на факультеты и кафедры, насчитывает не более двухсот лет. Первым образцом такой модели считается Берлинский университет, основанный в 1810 году Вильгельмом фон Гумбольдтом. Такой университет более известен как «Гумбольдтский университет», или же университет исследовательского типа. По замыслу создателя миссия такого университета — воспитание гармонично развитого человека, владеющего всей суммой знания, накопленного человечеством. Он призван создавать новое знание на основе известного. Именно в Берлинском университете и был реализован принцип единства образования и науки.
Университет 3.0. Тройная спираль: образование, наука, инновации
К исходу второго десятилетия XXI века в экспертном сообществе сложился негласный консенсус, согласно которому университет должен быть одновременно центром образования, науки и инноваций. Такого рода синергия в теории должна была обеспечить непрерывность процесса передачи (образование), создания (наука) и внедрения (инновации) нового знания. Данная концепция получила название «Тройной спирали» (Triple Helix), которая впервые была сформирована в 1995 году Генри Ицковицем и Лоэтом Лейдесдорфом в работе «Тройная спираль — взаимодействие университета-индустрии-государства: лаборатория экономического развития на основе знания».