Мы что-то упускаем
Как быть, если у большинства людей жизнь гораздо интереснее, дома красивее, мужья заботливее, дети талантливее? По крайней мере, именно так они пишут в своих социальных сетях, а мы читаем, верим и чувствуем себя неудачниками
Социальные сети подарили нам много возможностей, но и породили немало новых проблем. Одна из них — «синдром упущенной выгоды». Это чувство знакомо почти всем. Полистаешь утром френдленту — и кажется, что, пока все остальные несутся к звездам на блестящем корабле, ты уныло топчешься на месте. Один не вылезает из отпусков, спортзалов и мишленовских ресторанов, другой успевает читать все новые книги и смотреть нашумевшие сериалы. Третий обожает свою работу и бесконечно получает премии, а его дети одной рукой выигрывают олимпиады, другой играют на скрипке. На фоне этой сияющей картинки начинаешь чувствовать себя лузером.
Старые песни о главном
Ощущение, что у соседа трава зеленее и хорошо там, где нас нет, посещало и наших предков. Но раньше проблема не была такой острой. Одно дело — услышать от странствующих певцов, что где-то в тридесятом царстве есть ковер-самолет и сапоги-скороходы, и совсем другое дело — увидеть в «Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» фото новенького красного купе с кокетливой подписью: «Купила себе новую подружку...»
Когда-то потребность находиться в центре событий была фактически инструментом выживания. Если все в племени выяснили, что вон те ягоды есть нельзя, а тебе забыли рассказать, рискуешь умереть существенно раньше, чем планировал. Умение оказаться вовремя в нужном месте могло означать разницу между «жив, богат и счастлив» и «пропал и всеми забыт». Поскольку страх упустить что-то важное настолько древний, в мозгу есть особая область, которая специализируется на обработке подобных сигналов опасности. Она называется амигдала и отвечает за эмоциональные реакции в целом и чувство страха в частности. Пропущенный пост на «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» вряд ли можно считать вопросом жизни и смерти, но амигдала все равно бдит. И запускает стрессовую реакцию, если человек чувствует, что не получает доступ к информации или ресурсам. Потерял вай-фай — потерял все!
Новомодная проблема круто замешана на старом добром чувстве зависти. Всегда найдется кто-то красивее, богаче, успешнее, но если судить по постам в соцсетях, то в эту категорию попадают примерно все. И здесь ваш персональный синдром упущенной выгоды может сыграть роль отличного диагноста, не хуже сами знаете какого доктора. Какие посты вызывают наиболее острую реакцию? Фото улыбающихся розовощеких младенцев? Отчеты из поездок? Эти болевые точки могут многое рассказать о ваших истинных желаниях и стремлениях.
В течение жизни человек тратит на соцсети пять лет и четыре месяца. За это время можно по 32 раза слетать на Луну и забраться на Эверест или пробежать 10 000 марафонов
Все серьезно
Последнее десятилетие ученые активно изучают влияние социальных сетей на психическое здоровье. Исследование, опубликованное в журнале Computers in Human Behavior, показало, что только 9% юзеров «Фейсбука (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» используют его непосредственно для общения. Основная масса читает статьи, посты и обсуждения. Пассивное потребление случайного контента плохо сказывается на настроении. Не в последнюю очередь из-за чувства вины за бесцельно потраченное время. Немецкие исследователи установили прямую зависимость между пользованием социальными сетями и риском развития депрессии. Датские ученые набрали больше тысячи добровольцев, распределили их на две группы и одной половине запретили открывать соцсети в течение недели. Потом провели опрос, чтобы замерить уровень удовлетворенности жизнью. По десятибалльной шкале средний показатель оказался 7,74, у тех, кто остался на неделю без «Фейсбука (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» и «Инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» — 8,11.