Дмитрий Глуховский смело экспериментирует с новыми форматами

СНОБКультура

Дмитрий Глуховский: Лучше всего мне удается болтать, хуже — писать, а больше мне не удается вообще ничего

01a2dab5a489a7b1da7a96ed3a91641a68a3cdd8b0757dc4fcd4ec545c271493.JPG
Фото: Владимир Яроцкий

У Дмитрия Глуховского на платформе Storytel выходит новый аудиосериал «Пост. Спастись и сохранить». Писатель смело экспериментирует с новыми форматами, не боится опасных тем, пробует себя в разных жанрах. Об этом и о многом другом он рассказал на встрече с участниками проекта «Сноб», прошедшей в рамках видеопроекта «Ты и Вы» в галерее «Граунд Солянка». Ведущие встречи — Сергей Николаевич и Ренат Давлегильдеев.

Сергей Николаевич, главный редактор проекта «Сноб»:

Дмитрию Глуховскому пора заводить своего Эккермана, степенного, молчаливого человека в очках, который бы все время маячил у него за спиной с айфоном и сразу бросался за ним записывать. Потому что Глуховский — виртуоз чеканных фраз и ослепительных формулировок. Вот только некоторые из них, которые прозвучали в ходе нашей беседы на встрече с участниками проекта «Сноб»: «Художник не должен быть голодным, но должен быть несчастным», «Все это было давно и правда», «Страх смерти — это и есть моя муза»… Глуховского можно цитировать долго. Думаю, тут сказались уроки французского языка. Все-таки в 80-е он учился в одной из лучших московских школ с углубленным преподаванием французского. На самом деле это очень важно, где ты учился, что закончил, какие виды открывались из окна твоей комнаты в детстве. И была ли у тебя вообще эта комната.

Одна из главных проблем отечественной литературы на протяжении всего ХХ и начала ХХI века — жилищный вопрос. Даже в самой качественной российской прозе всегда слышится коммунальный дребезг и стон. Писатель не может написать ничего путного, когда у него за стенкой голосит хор Пятницкого или кричит группа «Любэ». Против воли, все равно получится: «Тишины хочу, тишины, нервы, что ли, обожжены…» Так в большинстве полотен художников-нонконформистов обязательно чувствуется спертый воздух котельной, подвала или другого малопригодного для творчества помещения, где были оборудованы их подпольные мастерские. Что делать? Меты кровного родства. Их не смыть, не замазать, не вывести. Мы все дети своих родителей. И в этом смысле Дмитрий Глуховский, несмотря на свою европейскость и просвещенность по части новейших технологий, не скрывает, что он «родом из детства», прошедшего у него сразу по двум адресам: Строгино, где он жил с родителями в скромной двушке, и Старый Арбат, где располагалась большая бывшая барская квартира его бабушки и ее мужа, главного художника «Крокодила» Андрея Крылова. Можно сказать, что на контрасте этих двух миров и держится мироздание писателя Глуховского. С одной стороны — скромный, малогабаритный, советский быт отдаленного района с его автобусами, маршрутками, бескрайними полями, застроенными типовыми коробками домов. С другой — высокие потолки арбатской квартиры. Фамильный антиквариат, аромат кубинских сигар, сувениры из экзотических дальних стран, иностранная речь заморских гостей. Прописан Дмитрий был в Строгино, а к бабушке и дедушке часто захаживал в гости, поскольку учился на Арбате в школе, которую закончил отец. Два часа в один конец, два часа обратно.

b180e6644d94b15f4f2fa95e797ceb98fe47ac340e72be10d1e405ce389dc3a8.jpg
Фото: Владимир Яроцкий

Все эти биографические подробности важны для понимания жизни и творчества писателя. С самого начала Дмитрию дано было почувствовать, что такое быть человеком со стороны, пришлым, чужим. Так было, когда в конце 90-х он уехал учиться в Израиль, и потом, когда устроился корреспондентом EuroNews в Лионе, где отработал три года редактором. А когда его возьмут корреспондентом в штат Russia Today, он тоже там будет чувствовать себя немного чужим. И даже после долгих мытарств и отказов всех издательств, когда выйдут его главные романы «Метро» и «Текст», имевшие сумасшедший читательский успех, он все равно будет чувствовать себя писателем вне своего круга, клана, клуба. Высоколобая критика презрительно кривила губы, давая понять, что эта проза не совсем литература. А миллионные тиражи лишь подтверждали снобистские установки, что сверхпопулярной большая литература быть в наши дни не может. Недавняя ситуация с «Тотальным диктантом», который в этом году поручили провести Глуховскому, обернулась очередным скандалом. Против его кандидатуры резко выступил «Союз русских писателей» — не очень понятное объединение, — обвинивший его в русофобии и прочих смертных грехах. Но, что интересно, прогрессивные писатели с известными именами не поспешили подняться на защиту своего собрата. С кем-то он давно состоит в идейном конфликте, как, например, с Захаром Прилепиным. А кто-то его и за писателя не считает. Модный беллетрист, и только!

При этом Глуховский одним из первых взялся за такую неудобную и опасную тему, как оборотные стороны борьбы государства с наркоторговлей. Первым рискнул превратить книгу в компьютерную игру, почувствовав тонкую грань перехода из виртуальной реальности в реальность земную. Он мощно «зашел» в кино. Фильм Клима Шипенко «Текст» и сериал Владимира Мирзоева «Топи», снятые по его прозе, — очевидные фавориты отечественной киноиндустрии. Не боится он формулировать и свое отношение к нынешней власти, выступая то и дело с гневными видеообращениями. Совсем скоро на платформе Storytel у Глуховского грядет премьера нового аудиосериала «Пост. Спастись и сохранить».

Наша встреча с Дмитрием состоялась в модной галерее «Граунд Солянка». На этот раз мы решили с Ренатом Давлетгильдеевым записать наше шоу «Ты и Вы» в формате public show в присутствии участников проекта, которые могли бы сами задать вопросы нашему герою. Формат диктовал и соответствующую обстановку: полутемный зал, видеокамеры по углам, мы сидим втроем на сцене. В жизни Дмитрий производит впечатление скорее застенчивого и скрытного человека. Но при этом он говорлив, контактен, готов вслух размышлять на любую предложенную тему, кроме вопросов, связанных с его личной жизнью.

Ɔ. По своей судьбе вы классический Global Russian — глобальный русский. Более того, на заре существования проекта «‎Сноб» были нашим постоянным автором, колумнистом. Свободно владеете четырьмя или пятью языками, включая иврит. Вы много жили и работали за границей. Конечно, концепция Global Russian, придуманная основателем «Сноба‎»‎ Владимиром Яковлевым, за эти годы претерпела серьезные изменения и даже в какой-то момент показалась кому-то устаревшей. Что вы вообще думаете об этой идее? Ощущаете ли вы себя этим глобальным русским?

Я считаю, во-первых, что нет каких-то исключительных глобальных русских, но идет неуклонный процесс глобализации. Если вы приезжаете в Нью-Йорк или в Лондон, то постоянно встречаете тех, кого раньше называли «космополитами‎»‎. В советское время добавляли еще уничижительный эпитет «безродный». Так вот космополитом я хотел быть всегда. На это были разные причины. Например, мне очень нравился образ жизни моего деда, точнее, мужа бабушки, отчима отца. Он был главным художником популярного журнала «Крокодил‎». Много путешествовал по миру, знал иностранные языки, дружил с карикатуристами из ГДР, Польши, Кубы. Наверное, прежде всего под влиянием его образа у меня возникло желание жить как он. Помню, как дед с бабушкой устраивали у себя дома приемы для каких-то зарубежных художников после их выставок, проходивших в Москве. И это была по духу очень буржуазная, совсем не советская атмосфера. Я был под впечатлением от какого-то западного шика этих приемов, несовместимого с моим серым, хотя и уютным существованием советского ребенка из Строгино. И эти дедушкины гости, которые говорили на иностранных языках — кто на испанском, кто на немецком. У меня было ощущение, что я попал в кино. Помню, как дед поделился со мной своей коллекцией монет. У него была большая банка из-под кубинского кофе, куда он ссыпал привезенную из всяких поездок мелочь. А я из серебряных и медных монеток делал солдатиков и играл в них.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Запах скунса перед бурей: существует ли метеозависимость на самом деле Запах скунса перед бурей: существует ли метеозависимость на самом деле

Как помочь организму, который реагирует на смену погоды головной болью

Cosmopolitan
Hofmannita: «Когда в кошельке много денег, такие вещи, как цена, тебя не заботят» Hofmannita: «Когда в кошельке много денег, такие вещи, как цена, тебя не заботят»

Hofmannita — о том, как и на что тратит заработанное

ЖАРА Magazine
Путин хочет сократить количество детей мигрантов в школах, чтобы они «не создавали проблем». Что об этом думают учителя и родители? Путин хочет сократить количество детей мигрантов в школах, чтобы они «не создавали проблем». Что об этом думают учителя и родители?

Владимир Путин предложил следить за количеством мигрантов в российских школах

СНОБ
Штраф за щедрость: кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность Штраф за щедрость: кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Их богатства — не деньги в банке, а их компании, которым нужно развиваться

Forbes
Возвращение Херста: как британский художник пишет историю современного искусства Возвращение Херста: как британский художник пишет историю современного искусства

Почему Дэмиен Херст вновь возвращается к своим старым идеям

Forbes
Разработчик дронов, генератор мемов и 3D-движок: чем была Figma до графического редактора с оценкой $2 млрд Разработчик дронов, генератор мемов и 3D-движок: чем была Figma до графического редактора с оценкой $2 млрд

Как разрабатывали Figma

VC.RU
По грани вычислимого По грани вычислимого

Чем известен лауреат Абелевской премии 2021 года

N+1
Длинные локоны или стильная стрижка: в каком образе эти звезды выглядят лучше? Длинные локоны или стильная стрижка: в каком образе эти звезды выглядят лучше?

Многие знаменитости поспешили расстаться с длинными волосами

Cosmopolitan
Как выглядела та самая Эльвира с фантастическим декольте, когда не работала Повелительницей тьмы Как выглядела та самая Эльвира с фантастическим декольте, когда не работала Повелительницей тьмы

Актерская игра и декольте Эльвиры до сих пор должны храниться в твоей памяти

Maxim
«Зеленые компании» и еще 4 неоднозначные для инвестиций отрасли «Зеленые компании» и еще 4 неоднозначные для инвестиций отрасли

Направления бизнеса, с инвестициями в которые торопиться не стоит

СНОБ
Квантовая коррекция ошибок научилась переваривать вдвое больший шум Квантовая коррекция ошибок научилась переваривать вдвое больший шум

Физики разработали код коррекции ошибок в квантовых вычислениях

N+1
«У этой катастрофы человеческое лицо» «У этой катастрофы человеческое лицо»

Данила Козловский о «Чернобыле», детстве и природе героизма

Weekend
Белок: функции, нормы, особенности и источники Белок: функции, нормы, особенности и источники

Для чего нужен протеин и какие бывают отклонения от нормы

РБК
Накормить малоежку: чем грозит недоедание Накормить малоежку: чем грозит недоедание

Что включить в меню ребёнка и что нельзя делать, если ребёнок мало ест

9 месяцев
«Вынь руки из-под одеяла!»: когда родители вторгаются в интимную жизнь детей «Вынь руки из-под одеяла!»: когда родители вторгаются в интимную жизнь детей

Почему не нужно контролировать сексуальное развитие детей с помощью запретов

Psychologies
Не растряси: как настроить подвеску на мотовездеходе Не растряси: как настроить подвеску на мотовездеходе

Как подготовить мотовездеход к испытаниям

Популярная механика
Опилки превратили в водостойкий биоразлагаемый материал Опилки превратили в водостойкий биоразлагаемый материал

Новый способ получения биоразлагаемого пластика из древесной стружки

N+1
Не уйти в желтизну! 5 лайфхаков для вау-эффекта после окрашивания в блонд Не уйти в желтизну! 5 лайфхаков для вау-эффекта после окрашивания в блонд

Как сохранить идеально холодный оттенок блонда после окрашивания?

Cosmopolitan
Группа Manicure возвращается спустя 7 лет молчания Группа Manicure возвращается спустя 7 лет молчания

Новый альбом группы Manicure: зачем он понадобился и почему его стоит послушать

GQ
Книга шифров Книга шифров

Наука шифрования: от Древнего Египта до квантовой криптографии

kiozk originals
В Северном Йоркшире обнаружены остатки большого римского дома с неизвестной ранее планировкой В Северном Йоркшире обнаружены остатки большого римского дома с неизвестной ранее планировкой

Новая страница в архитектуре Римской империи

N+1
Мокрая зона Мокрая зона

5 неудобных вопросов о перепланировке в ванной комнате и на кухне

Лиза
В чепце и фартуке: журналистка под прикрытием в домах английских аристократов В чепце и фартуке: журналистка под прикрытием в домах английских аристократов

Элизабет Бэнкс показала, как среди аристократов живут низшие слои общества

Cosmopolitan
«Великий» — один из наиболее удачных проектов Джонни Деппа за последние годы «Великий» — один из наиболее удачных проектов Джонни Деппа за последние годы

Что нужно знать о новом фильме Джонни Деппа

GQ
Разговор на свободе: самое страшное в фильме о скопинском маньяке Разговор на свободе: самое страшное в фильме о скопинском маньяке

Почему Виктор Мохов привлек к себе столько внимания

Cosmopolitan
Генетики нашли предков скифов на Алтае и Урале Генетики нашли предков скифов на Алтае и Урале

Горный Алтай и Урал влияли на генетический фонд кочевников евразийских степей

N+1
Гигантские студенистые сферы из Атлантики оказались скоплениями яиц кальмаров Гигантские студенистые сферы из Атлантики оказались скоплениями яиц кальмаров

Морские биологи: для защиты потомства кальмары сохраняют яйца в слое слизи

N+1
Пацаны, айда на помойку, там зычь! Топ-10 экстремальных развлечений из советского детства Пацаны, айда на помойку, там зычь! Топ-10 экстремальных развлечений из советского детства

Самые невероятные истории о том, какими были самые обычные мальчишки в СССР

Maxim
Русский гребень Русский гребень

История мастера, шьющего русские кокошники

Вокруг света
5 ожидаемых сиквелов, которые так и не сняли 5 ожидаемых сиквелов, которые так и не сняли

Фильмы, к которым так и просится продолжение

Maxim
Открыть в приложении