«Иуда и Черный мессия» о войне полиции и Черных пантер — самый спорный фильм этого «Оскара»
«Иуда и Черный мессия» — самый неизвестный у нас кандидат на «Оскар»: в России он вышел сразу на стримингах. Рассказываем, почему его стоит посмотреть — и ждать ли от него сюрпризов.
Конец шестидесятых годов, Америка, время антивоенных протестов, Черных пантер и драк поколений. В том же Чикаго, где вот-вот состоится суд над семеркой болтливых гуманистов, служит неплохой агент ФБР Рой Митчелл (Джесси Племонс). Его руководство верит, что самая большая угроза для национальной безопасности США — “даже не русские”, не китайцы, не леваки и не хиппи, а Черные пантеры, способные объединить всех и сразу. На совещании ФБР (с Мартином Шином в роли Гувера) рождается термин “Черный Мессия” — политический лидер, подъема которого нельзя допустить. Таким освободителем афроамериканцев белые силовики считают председателя чикагской ячейки Черных Пантер Фрэда Хэмптона (Дэниел Калуйа). Тот и правда пассионарен и непредсказуем. То призывает к вооруженным восстаниям, то заключает союз с белыми (даже теми, у кого висит конфедератский флаг) и латиноамериканцами. То отговаривает студентов от учебы по правилам, установленным капиталистами, то раздает завтраки детям. Рой Митчелл без труда находит информатора, который сблизится с Хэмптоном. Иудой при Черном Мессии становится Билл О’Нилл (Лакит Стэнфилд) — угонщик автомобилей, вынужденный согласиться на сделку с совестью и с ФБР. Чем закончится эта история, можно узнать уже из названия фильма. Или из “Википедии” — потому что она абсолютно реальна.
Режиссер-дебютант Шака Кинг — сын школьных учителей и ученик Спайка Ли — в свое время описывал “Иуду и Черного мессию” как смесь “Конформиста” Бертолуччи и “Отступников” Скорсезе. Но первый фильм объясняет нашу тягу к компромиссам гораздо точнее. А у второго куда больше тестостерона, Его сюжет был художественным, Скорсезе не обещал следовать сценарию азиатского фильма-оригинала, так что зритель до конца не знал, кто из героев кого переиграет и уничтожит. “Иуда и Черный Мессия”, будучи историей очень известной в Америке, и не думает использовать саспенс как козырь. О том, что Билл О’Нилл доживет до 1990-го года, зритель узнает в первые секунды фильма. С точки зрения драмы это, наверное, сильный ход.