Секрет «русского Фауста»
Йогурт, продающийся сегодня на каждом углу, обязан своей популярностью деятельности знаменитого парижского Института Пастера и его выдающегося сотрудника, русского ученого Ильи Ильича Мечникова.
Талантливый ученый, разработавший теорию происхождения многоклеточных организмов, в 23 года защитивший докторскую диссертацию и получивший звание приват-доцента Петербургского университета, быстро убедился, что в России «всякий умственный труд не находит себе надлежащей оценки». По приглашению Луи Пастера Мечников с женой Ольгой Николаевной с 1888 года окончательно поселился в Париже, где получил лабораторию в только что основанном крупнейшем европейском бактериологическом центре — Пастеровском институте. В 1903 году русский ученый стал заместителем директора института. Круг научных интересов его был широк: теория иммунитета, эпидемиология холеры и туберкулеза и т. д.
Тем временем на медицинском факультете Женевского университета ассистент знаменитого бактериолога Леона Масолла Стамен Григоров исследовал бактерии, содержавшиеся в кислом овечьем молоке, заботливо присланном из Болгарии супругой. Ему удалось извлечь из «былгарско кисело мляко» молочнокислую палочку, впоследствии названную болгарской лактобациллой. Тогда же Мечников получил письмо от профессора Масолла с предложением присмотреться к бацилле — «причинителю болгарского молока».
Заслушав доклад Григорова в Пастеровском институте, русский ученый поставил перед сотрудниками своей лаборатории задачу изучения новой бактерии. Спустя три года, в 1908 году, в ежегоднике Французской Академии наук появилась статья Мечникова «Несколько слов о кислом молоке», в которой результаты исследования болгарской бациллы были поставлены в прямую связь с проблемой долгожительства.
В том же году Мечников, вторым из русских ученых после Ивана Павлова, получил Нобелевскую премию (совместно с немцем Паулем Эрлихом) за разработку теории иммунитета, что моментально выдвинуло его в число самых авторитетных ученых своего времени. «Нобелевская премия, подобно волшебному жезлу, впервые открыла миру значение моих скромных работ», — заметил Мечников. В числе этих работ оказалось и изучение молочнокислых бактерий.