Как принималось решение, касающееся эрмитажного экспоната? Чем живёт Эрмитаж?

ДилетантРепортаж

Михаил Пиотровский: «Заставляем людей думать»

Божественная литургия в храме Христа Спасителя в День Святой Троицы. 4 июня 2023 года

Передача Русской православной церкви двух реликвий — раки Александра Невского и рублёвской «Троицы» — из, соответственно, Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи вызвала бурную общественную реакцию в диапазоне от безусловного одобрения до столь же непримиримого осуждения. Как принималось решение, касающееся эрмитажного экспоната? Чем живёт Эрмитаж в изменившихся условиях? Об этом в интервью Виталию Дымарскому рассказывает директор музея Михаил Пиотровский.

Михаил Пиотровский во время встречи членов Экспертного совета при правительстве РФ с председателем правительства Михаилом Мишустиным. 12 декабря 2021 года

— Михаил Борисович, прежде всего, спасибо, что согласились ответить на наши вопросы, — лёгкими их не назовёшь. Начнём с формального. Как шёл процесс принятия этого решения? Какова процедура передачи раки Александра Невского Русской православной церкви?

— В вашем вопросе два ключевых слова — процесс и процедура. Любые решения могут приниматься только в контексте определённых законов и правил. Так было и с гробницей Александра Невского. Кстати, ракой называется только ковчег, в котором находятся мощи, а сооружение вокруг него — это громадная гробница. Исходить надо из того, что все вещи, находящиеся в музеях, принадлежат государству и являются частью музейного фонда Российской Федерации, которым управляет правительство РФ. При передаче гробницы она не была исключена из состава музейного фонда и, соответственно, подчиняется целому набору требований, в том числе Единым правилам учёта и хранения. И решение принималось о частичной передаче в оперативное управление Александро-Невской лавре под контролем Эрмитажа.

Мемориал Александра Невского состоит из семи частей: малая рака (малый ковчег), изготовленная в 1695 году при Петре и Иване в стиле московского барокко; большая рака с крышкой-иконой, изготовленная при Елизавете Петровне в стиле елизаветинского барокко; большая пятиярусная пирамида; два пьедестала с трофеями; два подсвечника.

Разговоры об этом ведутся давно и на разных уровнях. На сей раз инициатива исходила от патриарха Кирилла, который направил просьбу министру культуры, напомнив, что рака создавалась для лавры. Дальше министерство культуры обратилось в Эрмитаж, запросив у нас две вещи: полное описание тех условий, в которых гробница должна храниться (она пока только частично отреставрирована), и наше согласие (или несогласие) на передачу. Согласие мы дали. На этом основании министерство издало приказ заключить соответствующий договор. Его подписали владыка Варсонофий, митрополит Петербургский и Ладожский, и я как директор Эрмитажа, а утвердили министр культуры и патриарх Московский и всея Руси. Документ очень длинный. К нему приложен громадный список разных условий и требований к содержанию всего этого комплекса. Важнейшая деталь: гробница передаётся РПЦ в безвозмездное пользование на 49 лет. В случае соблюдения всех условий договор автоматически продлевается. При нарушении условий, являющихся неотъемлемой частью договора, договор может быть расторгнут.

Серебряная рака Александра Невского в экспозиции Эрмитажа. Фото 1975 года

— Остаётся ли за музеем право контроля и проверки?

— Непременно. Всё подробно описано, в том числе условия проведения богослужений. В частности, предусматривается, что пока не созданы условия для безопасного существования гробницы, она никуда не двинется. Сейчас идёт тщательная работа по созданию таких условий, изготавливаются стеклянные капсулы для различных частей всего комплекса, уже ведётся мониторинг температурно-влажностного режима.

По сути, Эрмитаж выставляет свой экспонат в Лавре, где в него вкладывают мощи. В музее хранить их не пристало.

— Рака (или гробница) — шедевр искусства, одно дело — доступ к нему в музее, принимающем ежедневно тысячи посетителей, другое дело — в церкви…

— С одной стороны, это так, а с другой, мы в Эрмитаже никогда не разрешали никакие коллективные молебны, кроме тех, которые происходят в нашей церкви, где их проводит наш священник. Так что доступность, конечно, будет не такой, как в Эрмитаже, но для богослужебных целей она будет большей, чем у нас.

— Михаил Борисович, а как Вам, профессиональному музейщику, директору Эрмитажа, главе Союза музеев России, далось такое решение? Ведь это не первая попытка РПЦ перенести к себе гробницу Александра Невского. Вам всегда удавалось отбиться, в том числе предложениями компромиссных вариантов, например, изготовить копию гробницы. Почему не получилось на сей раз?

— Нет, не легко далось это решение, и я действительно всегда был против передачи гробницы. Но бывают моменты в истории, когда сакральность преобладает над художественной ценностью. Ведь у целого ряда предметов искусства, прежде всего — церковного, двойное назначение. И это касается не только икон. Сейчас такой момент, и мощи должны работать как обращение к верующим. И ещё один аргумент: нарушение социального мира для сегодняшней России — слишком большая роскошь.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время службы в храме Христа Спасителя, куда накануне была доставлена икона XV века «Троица», написанная Андреем Рублёвым. 4 июня 2023 года

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Усечённое древо Усечённое древо

Для династии Птолемеев браки между братьями и сёстрами были обычным делом

Дилетант
«Если друг оказался вдруг»: 10 типов токсичных знакомых — проверьте ваше окружение «Если друг оказался вдруг»: 10 типов токсичных знакомых — проверьте ваше окружение

Черты личности, которые делают человека токсичным

Psychologies
Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Пять российских водок с выдающимся вкусом Пять российских водок с выдающимся вкусом

Необычная водка хороша собственными вкусовыми оттенками

Maxim
Милютины Милютины

В отличие от большей части тогдашней элиты, Милютины поднялись из низов

Дилетант
Оказалось, что осьминоги умеют «на ходу» редактировать собственный геном за рекордные сроки Оказалось, что осьминоги умеют «на ходу» редактировать собственный геном за рекордные сроки

Осьминоги нашли невероятный способ защитить тонкие части своей нервной системы

ТехИнсайдер
Нечаянный император Нечаянный император

Николай I — царящий надо всеми жандарм, исполняющий свой государственный долг

Дилетант
Кристальное равновесие Кристальное равновесие

Баланс старого и нового в доме получился идеальным, как кристаллическая решётка

Идеи Вашего Дома
До победного начала До победного начала

В своей необыкновенной жизни Уинстон Черчилль покорил три главные вершины

Дилетант
Илья Дель Илья Дель

Илья Дель дождался роли, в которой выкрутил тумблер своего таланта на максимум

Собака.ru
Колосс Херсонский Колосс Херсонский

Среди достижений Григория Потёмкина не только военные и любовные победы

Дилетант
Она развелась в 70 лет, но в свои 102 года ни о чем не жалеет! Счастливая история Она развелась в 70 лет, но в свои 102 года ни о чем не жалеет! Счастливая история

Глэдис МакГэри нашла свое счастье на пенсии

ТехИнсайдер
Балтийский путь Балтийский путь

В этот день жители Латвии, Литвы и Эстонии выстроили живую цепь

Дилетант
Сергей Салкуцан: «Очаги цифровизации возникают в разных областях знаний» Сергей Салкуцан: «Очаги цифровизации возникают в разных областях знаний»

Как меняется наука сегодня и может ли ИИ заменить ученого?

РБК
Вон из России! Вон из России!

Осенью 1922-го от причалов отходили не только корабли с белогвардейцами

Дилетант
Мозг использовал два механизма для вычленения речи собеседника в шумной компании Мозг использовал два механизма для вычленения речи собеседника в шумной компании

Ученые проанализировали, как мозг обрабатывает речь в людном и шумном помещении

N+1
«Ковёр» на Ковентри «Ковёр» на Ковентри

«Любое нападение с воздуха на гражданских противоречит законам ведения войны»

Дилетант
Этнокультурный вектор устойчивого развития. Женщины Севера Этнокультурный вектор устойчивого развития. Женщины Севера

Современные тренды устойчивого развития меняют подходы к управлению

РБК
Умиротворение Умиротворение

В августе 1940 года немецкие самолеты совершили первый налёт на Великобританию

Дилетант
«Толкиеновское Средиземье»: как Алексей Карахан открыл турбазу «Молодость» на Алтае «Толкиеновское Средиземье»: как Алексей Карахан открыл турбазу «Молодость» на Алтае

Алексей Карахан — о том, что такое современная и комфортная турбаза

Forbes
Зимний пейзаж после боя Зимний пейзаж после боя

Весной 1938 года между СССР и Финляндией начались тайные переговоры

Дилетант
От проклятия до болезни: что думали о месячных в прошлом — и как с ними справлялись От проклятия до болезни: что думали о месячных в прошлом — и как с ними справлялись

Как в прошлом люди воспринимали менструацию? Какой была гигиена?

Psychologies
Дважды король Румынии Дважды король Румынии

Как Михай дважды побывал королём Румынии

Дилетант
«Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет»: фильм о девичестве, взрослении и религиозном поиске «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет»: фильм о девичестве, взрослении и религиозном поиске

Каким получился фильм «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет»

Forbes
Очарование легенды Очарование легенды

Наполеон сделал многое, чтобы придать своей личности образ сверхчеловека

Дилетант
Три сочных русских мужских сериала, которые вы могли пропустить Три сочных русских мужских сериала, которые вы могли пропустить

Делимся случайно найденным и полюбившимся русскими сериалами

Maxim
Джеймс Бонд и СССР Джеймс Бонд и СССР

«Агент 007» никогда не обращал оружия против СССР

Дилетант
Датский кинорежиссер Мартин Сковбьерг: Если мы не переосмыслим суть привилегированности, то чувства многих останутся проигнорированы Датский кинорежиссер Мартин Сковбьерг: Если мы не переосмыслим суть привилегированности, то чувства многих останутся проигнорированы

Режиссер Мартин Сковбьерг — о губительных социальных нормах и Копенгагене

СНОБ
Носики-курносики Носики-курносики

Порой иконографическое сравнение помогает «узнать» персонажа на картине

Дилетант
Маме — 29, сыну — 28: фильмы, в которых реальный возраст актеров противоречил сюжету Маме — 29, сыну — 28: фильмы, в которых реальный возраст актеров противоречил сюжету

Актеры, которые смогли заставить всех забыть об их реальном возрасте

VOICE
Открыть в приложении