Месть внука
Сын казнённого царевича Алексея, Пётр II, едва не пустил прахом все начинания деда — Петра I.
Император Пётр II — сын опального царевича Алексея и прямой потомок Петра Великого, казалось, стремился перечеркнуть все достижения деда. В его царствование стали возвращаться старые порядки, а государством заправляли бояре — ненавистники Петровских реформ. Столица де-факто вернулась в Москву, а Санкт-Петербург пришёл в запустение. Провидение словно бы мстило Петру Первому за гибель царевича Алексея, отменяя волей его потомка всё, за что боролся царь-реформатор.
Назначение царём
После смерти Петра I в 1725 году его сподвижники во главе с Меншиковым возвели на трон вдову царя Екатерину Скавронскую. Управлением страной она почти не занималась, много кутила и через два года скончалась. Прямых наследников на престол, кроме 11-летнего Петра — сына погибшего в застенке царевича Алексея, не было, и в 1727 году его «назначили» царём Петром II.
Конечно, ребёнок не мог управлять государством. Реальная власть находилась в руках князя Александра Меншикова. Но менее чем через полгода, благодаря интригам клана Долгоруковых, Меншиков оказался в опале и был отправлен в ссылку в Берёзов.
«Страшное расстройство»
Юный император мало интересовался государственными делами, проводил время в весёлых пирушках с молодыми повесами (все были старше его), приучавшими его к пьянству, разврату и охоте. Мальчик неделями мог проводить время в лесах, с пышной свитой гоняясь за добычей.