Малый Нюрнберг
«Суд считает, что подсудимые несут ответственность за свои действия. Те, кто носил мантию и выносил приговоры другим. Те, кто участвовал в подписании указов и отдаче распоряжений, целью которых было убийство других. Те, кто благодаря своему положению активно проводил в жизнь те законы, которые были противозаконны даже в рамках германского правосудия. Главный принцип уголовного права в любом цивилизованном обществе заключается в следующем: тот, кто склоняет к убийству другого, тот, кто даёт другому оружие убийства, тот, кто потворствует убийству, — виновен».
Эти слова американский кинопродюсер и сценарист Эбби Манн вложил в уста судьи Хейвуда, главного героя фильма «Нюрнбергский процесс», снятого в 1961 году Стенли Крамером и названного впоследствии Американским институтом киноискусства «одной из величайших юридических картин в истории». Картина эта об ответственности человека за то, что он делает, искренне полагая, что действует во благо своего народа, и о том, чем иногда оборачивается это «благо»…
«Соединённые Штаты против…»
По окончании войны союзники планировали провести несколько больших процессов силами Международного военного трибунала. Однако растущее напряжение в отношениях между победителями довольно быстро поставило крест на этих планах. Для того чтобы создать юридическую базу для наказания нацистских преступников, Союзная контрольная комиссия для Германии 20 декабря 1945 года приняла закон №10, который уполномочивал державы-победительницы осуществлять самостоятельно на территории своих зон оккупации судебное преследование лиц, подозреваемых в совершении преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности. Статья 3 этого закона гласила: «Трибунал, который будет судить лиц, обвиняемых в перечисленных преступлениях, будет назначаться главнокомандующим соответствующей зоны. Он же будет определять процедуру трибунала».
Американские оккупационные власти использовали для заседаний таких трибуналов тот самый нюрнбергский Дворец правосудия, в котором в 1945–46 годах проходили заседания Международного военного трибунала, поэтому 12 проведённых в нём в период с декабря 1946 по октябрь 1948 года судебных процессов принято называть «малыми» или «последующими» Нюрнбергскими процессами.
Одним из них, третьим по счёту, стал суд над деятелями гитлеровской Фемиды. Он начался в марте и завершился в декабре 1947 года. На скамье подсудимых оказались 16 человек: девять были высокопоставленными функционерами рейхсминистерства юстиции, остальные — судьями специальных судов, вроде Народной судебной палаты, рассматривавшей дела о государственной измене в упрощённом порядке. Некоторых руководителей судебной власти Германии уже нельзя было привлечь к ответственности: министр юстиции Франц Гюртнер умер в 1941-м, его преемник Отто Тирак покончил с собой в 1946-м, президент Народной судебной палаты Роланд Фрайслер погиб в конце войны во время бомбёжки.
Американские власти привлекли к проведению процессов в основном судей в отставке. Так, председательствующим в суде над судьями стал Каррингтон Маршалл, бывший глава Верховного суда штата Огайо. Однако были и действующие судьи — например, когда в середине процесса Маршалл заболел, его заменил в председательском кресле судья Верховного суда штата Орегона Джеймс Бранд. Обвинение поддерживали военные юристы во главе с бригадным генералом Телфордом Тейлором — у него уже имелся опыт подобной работы: на большом Нюрнбергском процессе он был одним из помощников главного обвинителя от США Роберта Джексона.