Кленовый гарнитур из Фарфорового кабинета императрицы
Эстетика гарнитура в очередной раз убеждает, что золотой век русской мебели немало обязан таланту Карла Росси, который в рамках александровского ампира нашёл свой художественный язык, лаконичный и хорошо узнаваемый.
Гений Росси ярко проявился не только в архитектуре, но и в декоративно-прикладном искусстве. Основы мастерства заложил в него архитектор Винченцо Бренна. Далее — посещение наполеоновской Франции, знакомство с архитектурой Жана-Франсуа Шальгрена, Пьера Виньона и особенно Шарля Персье и Пьера Фонтена. Их совместный труд «Собрание образцов убранства интерьера…» стал бестселлером, истинной «библией» ампира. «Стиль империи» притягивал торжественной строгостью, а военные успехи и личность Бонапарта, который «сделался владыкой мира с помощью своей шпаги» (Стендаль), завораживали современников.
Последующие события — Отечественная война 1812 года и взятие Парижа союзными войсками — отразились триумфальными «аккордами» в произведениях Росси. Став в 1816 году придворным архитектором, он оформлял интерьеры в Зимнем, Аничковом и Павловском дворцах, а также строил новые дворцы — Михайловский и Елагиноостровский. Архитектурно-парковый ансамбль Елагиноостровского дворца Росси создаст в 1818–1822 годах.
Мария Фёдоровна, вдова императора Павла I, вела активную светскую жизнь. Гостями императрицы в её резиденциях были поэты и художники, министры и генералы, сенаторы и служащие благотворительных учреждений. Для деятельной «порфироносной вдовы» Росси оформил в Елагином дворце великолепные интерьеры, среди которых особой гармонией выделялся Фарфоровый кабинет.