При изучении русской иконографии важна любая, даже самая незначительная деталь

ДилетантКультура

Зелёная подкладка, или Разгадка тайны Саши Баки

При изучении русской иконографии важна любая, даже на первый взгляд самая незначительная деталь. Порой именно она становится ключом к разгадке тайны старинного портрета. Недавно такой случай привёл к целой серии атрибуций и открытию имени художника, скрывавшегося под псевдонимом Саша Бака.

Александр Кибовский

Вид на Константинополь со Скутари. Акварель Александра Корсакова, 1848 год Государственная Третьяковская галерея

В отделе графики Государственной Третьяковской галереи с 1927 года хранятся два больших альбома, в которых собраны семейные портреты, фотографии и рисунки, связанные с родом князей Дондуковых-Корсаковых. Среди них привлекает внимание серия из четырёх групповых портретов, исполненных в 1840-х годах художником Алексеевым. К сожалению, биография этого талантливого и популярного в столице мастера неизвестна. С трудом удалось установить лишь его инициалы — Н. М. Но, увы, это всё, что мы знаем о живописце, запечатлевшем многих представителей высшего общества времён Николая I.

На трёх групповых портретах Алексеев виртуозно изобразил семь детей и зятя видного сановника, князя Михаила Александровича Дондукова-Корсакова. Того самого, которого Пушкин навсегда ославил эпиграммой «В Академии наук заседает князь Дундук…». Но вместе с тремя акварелями, присутствие которых в альбоме понятно, имеется ещё одна, исполненная Алексеевым в 1845 году. На ней показаны молодой офицер с юной девушкой и сделана надпись: «Память Саши Баки и Сони».

Мичман Александр Александрович Корсаков и его сестра Софья. Николай Алексеев, 1845 год Государственная Третьяковская галерея Ранее: портрет Саши Баки и Сони

Очевидно, что ни Саша, ни Соня не являются детьми «Дундука». Ведь его дочь Софья только родилась 2 июля 1845 года, а старший сын Александр был тогда уже поручиком и имел не одну, а три звёздочки на эполетах. Тем не менее парный портрет не мог оказаться в альбоме случайно. Молодые люди явно приходятся Дондуковым-Корсаковым близкой роднёй.

Загадочный Саша имел художественные способности и удивительную географическую мобильность. Во втором фамильном альбоме вклеены шесть пейзажных акварелей, подписанных его именем. В 1848 году Саша Бака изобразил три вида Константинополя и панораму Иерусалима. В следующем году он уже в Крыму рисует вид Ялты с холма Гюзель-Тепе, а ещё через год — псковское имение Глубокое князей Дондуковых-Корсаковых. Таким образом, молодой офицер совершил в 1848–1850 годах уникальное по тем временам путешествие от Иерусалима через Стамбул и Крым до Пскова.

Султанский дворец в Константинополе. Акварель Александра Корсакова, 1848 год Государственная Третьяковская галерея

Первый военный афоризм Козьмы Пруткова гласит: «Нет адъютанта без аксельбанта». Благодаря этому мы можем сразу определить, что Саша Бака одет в сюртук адъютанта. Само по себе это мало что даёт для нашего поиска — в 1845 году сотни офицеров носили такую форму. Но тут важен не столько сюртук, сколько та самая ключевая деталь — его зелёная подкладка. При Николае I подкладка для адъютантского сюртука полагалась: в кавалерии — белая, в пехоте — красная, а зелёная — во флоте. Поскольку ещё 20 мая 1842 года император запретил назначать адъютантами к адмиралами генералам флота офицеров из сухопутных войск, то, следовательно, на акварели изображён моряк.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении