Картуш и его шайка
«В Париже только и говорят о повешенных; нет ни дня, чтобы не казнили кого-то из шайки Картуша», — писал летом 1722 года адвокат Барбье, оставивший подробные мемуары об эпохе регентства. Сотни арестованных, семьдесят казнённых и ещё больше легенд о французском благородном разбойнике.
Умелый карманник
Его жизнь — настоящий плутовской роман. Луи Доминик родился в семье выходца из Гамбурга Жана Гартхаузена, сменившего во Франции фамилию на более привычную уху — Картуш. Отец отправил мальчика учиться к иезуитам, что не помешало Луи Доминику, как бы сказали в романе XVIII века, ступить на скользкий путь порока.
Он воровал яблоки у торговок — казалось бы, не такое страшное преступление. Но много лет спустя, уже сидя в тюрьме, Картуш признавался, что именно эта лёгкость, с которой ему удалось первое воровство, заставила его продолжать.
Картуш ограбил воспитателей, а потом сбежал и прибился к цыганам, у которых совершенствовал своё мастерство. Через несколько месяцев его встретил на улице Руана дядя и вернул домой.
Каждый раз Картушу удавалось не только избежать наказания, но и вызвать к себе жалость и сочувствие — с детства он был отменным актёром.
По возвращении в Париж Картуш стал оттачивать свой воровской талант. Каждый день он приносил улов из кошельков, часов, табакерок и шёлковых платков. А отец только удивлялся, откуда Луи Доминик берёт деньги на всё более роскошные камзолы и чулки. В конце концов, обнаружив у сына тайник с драгоценностями, он сообщил об этом властям. Но Картуш моментально сориентировался — снял камзол, повязал голову какой-то тряпкой и прошёл неузнанным мимо поджидавших его стражников. С тех пор он постоянно менял имена и облик, стараясь быть бдительным.
Впрочем, Картуш не был бы героем эпохи, если бы всегда соблюдал осторожность. Женщины и выпивка были его главными слабостями. Именно выпивка привела его в армию. Однажды Картуш по просьбе армейского сержанта вербовал солдат. Сержант его просил о пяти рекрутах, Картуш нашёл только четырёх. Вербовщик остался недоволен, но предложил Картушу выпить. Стакан за стаканом, харчевня за харчевней — и наутро Картуш обнаружил, что руки его связаны, а сам он едет в телеге в армию в сторону Фландрии.
Король воровского Парижа
Служба в армии была недолгой, но ключевой историей в жизни Картуша. Именно там он начал формировать свою будущую банду. После заключения Утрехтского мира в 1713 году он с несколькими десятками бывших солдат создал мощную организацию с чёткой иерархией и строгой дисциплиной. Картуш обязал своих товарищей согласиться со своеобразным сводом законов. Главным правилом было беспрекословное подчинение командиру, то есть самому Картушу. Не утаивать от других добычу, делить всё поровну, выручать братьев, если те попали в беду. За ослушание — смерть.