Как власти пытались контролировать театральное искусство

ForbesИстория

«Готов снять за любой сомнительный спектакль»: история театральной цензуры в России

Большую часть последних 300 лет в России в том или ином виде существовала цензура. Публицист Василий Легейдо рассказывает, как все это время власти пытались контролировать театральное искусство

Василий Легейдо

Михаил Зичи. «Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II». 1856 год (Иллюстрация DR)

«Самым вредным, самым гибельным следствием настоящей драматической цензуры для репертуара я считаю страх запрещения пьесы, — писал драматург Александр Островский. — Автор, в особенности начинающий, поневоле должен всего бояться. Пришла ему широкая мысль — он ее укорачивает. Удался сильный характер — он его ослабляет, пришли в голову бойкие и веские фразы — он их сглаживает, потому что во всем этом видит причины к запрещению».

Негативные последствия театральной цензуры, которую он считал «строже и подозрительнее других цензур», Островский испытал на себе. Его первую комедию «Свои люди — сочтемся», написанную в 1849 году, цензор по фамилии Гедеонов постановил запретить, поскольку «разговоры грязны», а «вся пьеса обидна для русского купечества». Дерзкое произведение дошло до высших эшелонов власти и привлекло внимание самого Николая I. Император «удостоил» комедию личной резолюции: «Напрасно печатано, играть же запретить».

К середине 1860-х отношение государства к творчеству Островского изменилось — долговечность и популярность многих его произведений убедили цензоров в том, что они достойны быть представлены на сцене. Издание собрания сочинений закрепило за ним репутацию одного из выдающихся авторов своего времени. Только в 1864 году цензура одобрила постановки 22 произведений Островского в разных театрах страны.

Александр Николаевич Островский на репетиции с актерами Малого театра (Фото DR)

Может даже показаться, что сам автор излишне эмоционально высказался об ограничениях, которым подвергались драматурги в Российской империи. Однако в действительности «дозволенность» постановок Островского при Александре II связана не столько со смягчением цензурных органов, сколько с общественной и политической обстановкой в государстве. Говорить о реальной свободе слова и творчества, несмотря на реформы и послабления, по-прежнему не приходилось.

Несмотря на вроде бы привилегированное положение, которое Островский занимал в литературном мире, он сильно переживал из-за притеснений, которым в Российской империи подвергались литераторы. Драматург мечтал о том, что когда-то искусство в его стране обретет свободу от власти, а писатели смогут не задумываться при переложении идей на бумагу о том, как оценят их труд чиновники и бюрократы.

«Чтобы вредныя сочинения на здешнем публичном театре играны не были»

Большинство связанных с цензурой указов, которые выпускали российские монархи с середины XVIII до начала XIX века примечательны тем, что в них практически не упоминаются драматические произведения. Однако было бы ошибкой предполагать, что пьесы не подвергались досмотру на предмет соответствия сформулированным государством критериям. Например, еще в 1780 году цензоры получили указание подробнейшим образом знакомиться с репертуаром московского театра английского антрепренера Майкла Меддокса, «чтобы каковыя-либо вредныя и соблазнительныя сочинения на здешнем публичном театре играны не были». Анализировать пьесы поручили профессору истории, нравоучения и красноречия Чеботареву.

Чеботарев подходил к обязанностям настолько ответственно, что пытался уговорить Меддокса не ставить комедию Дениса Фонвизина «Недоросль», даже после того, как ее премьера состоялась в Петербурге. После долгих бюрократических разбирательств постановка все-таки состоялась.

Цензуре в 1789 году подверглась и трагедия «Владимир и Ярополк» Якова Княжнина, которая 14 лет назад уже ставилась в Санкт-Петербурге, а в 1787-м вышла в типографии столичного Горного училища. «Опять Чеботарев читал между строк и нашел выражения, которые, по его мнению, не соответствовали должному уважению к власти», — отмечает исследователь театра Зильке Бром. Однако с доводами цензора не согласились ни московский генерал-губернатор Еропкин, ни сама императрица Екатерина II. Последняя отстранила Чеботарева и решила, что трагедию, «в которой ничего непристойнаго не усматривается, можно дозволить играть в Москве».

Эрмитажнный театр при Екатерине II (Иллюстрация DR)

«Пьеса могла подвергнуться как бы двойной цензуре: дозволение представить пьесу в театре и разрешение ее напечатать часто не совпадали по времени, — пишет историк театра Зильке Бром. — Цензорское разрешение могло зависеть от разных факторов: места представления и, конечно, от самого цензора, его личности, компетенции».

Часто решение о постановке и публикации той или иной пьесы в конце XVIII века доходило до Екатерины II и зависело от ее личного расположения к автору или произведению. В 1785 году она не согласилась с петербургским генерал-губернатором Брюсом, который якобы обнаружил в «Сорене и Замире» Николая Николаева нападки на императрицу. Екатерина II отмахнулась от донесения и одобрила постановку.

Однако уже в 1793 году от императрицы поступил секретный указ о сожжении за критику самодержавия всего тиража пьесы «Вадим Новгородский» Якова Княжнина, которого раньше ее же вмешательство спасло от цензуры Чеботарева. На столь резкую смену взглядов Екатерины II, вероятно, повлияли события Европе, в частности в революционной Франции, где как раз в тот период пала монархия.

«Екатерина озаконила и упорядочила цензуру, но по обычаю всех самодержавных правителей оставила за собой право верховного цензора, — объясняет историк театра и кино Марк Кушниров. — И она же нанесла первый чувствительный удар российскому театру. До поры до времени она полуискренне исповедовала просветительские взгляды, никто не писал вольнее ее, и надо признать, что она сама провоцировала в образованном сословии гласность и вольномыслие. Все было так, пока ее не напугали пугачевщина и французская революция и не развратила абсолютная власть».

«Малейшее отступление от цензурных рамок влекло запрещение пьес»

В 1804 году Александр I утвердил устав, призванный упорядочить процесс цензуры. Отдельно в нем говорилось о том, как следует проверять драматические произведения: «Рукописные пьесы, представляемые на всех, не исключая придворных, театрах, как в столице, так и в других городах, до представления оными рассматриваются специальными комитетами, а где нет комитетов — директорами народных училищ под надзором местного начальства».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Александру Сосланду, психотерапевту. О панике и карантине 7 вопросов Александру Сосланду, психотерапевту. О панике и карантине

О том, насколько опасны панические явления

Русский репортер
Раз прошла такая пьянка Раз прошла такая пьянка

Выпивка на фоне автомобиля как жанр советской фотографии

Автопилот
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Эти правила спасут каждую из нас: 5 способов улучшить кожу лица без процедур и дорогой косметики Эти правила спасут каждую из нас: 5 способов улучшить кожу лица без процедур и дорогой косметики

Как быстро улучшить кожу лица — главные правила

VOICE
Умный сон: 17 правил на каждую ночь Умный сон: 17 правил на каждую ночь

Как наладить свой сон?

Новый очаг
«Немая», зовущая на баррикады «Немая», зовущая на баррикады

Как оперный пафос стал протестным

Weekend
Что делать, если не работает один наушник: практические рекомендации Что делать, если не работает один наушник: практические рекомендации

Почему может не работать один наушник и как устранить неисправность

CHIP
Путешествие в науку Путешествие в науку

В самом сердце Сибири расположен всемирно известный Академгородок

Отдых в России
6 художественных книг, которыми зачитывались великие политики прошлого 6 художественных книг, которыми зачитывались великие политики прошлого

Уникальные литературные предпочтения политиков прошлого

Maxim
Капитан Южного океана Капитан Южного океана

История великого путешественника и первооткрывателя Джеймса Кука

Знание – сила
Пухлая девочка в уродливых очках: как Билли Джин Кинг изменила себя, спорт и женщин Пухлая девочка в уродливых очках: как Билли Джин Кинг изменила себя, спорт и женщин

Как девочка из Калифорнии стала иконой для нескольких поколений женщин

Forbes
Червь Морриса: как 35 лет назад любопытный студент чуть не погубил Интернет Червь Морриса: как 35 лет назад любопытный студент чуть не погубил Интернет

Это один из первых компьютерных вирусов, парализовавший почти все США

ТехИнсайдер
Действительно ли медитации работают: 11 научных фактов Действительно ли медитации работают: 11 научных фактов

Что наука думает о медитациях? Имеют ли такие практики доказанную эффективность?

ТехИнсайдер
«Мой финансовый директор — мама»: как Алина Загитова стала бизнесвумен «Мой финансовый директор — мама»: как Алина Загитова стала бизнесвумен

Кто распоряжается финансами Алины Загитовой?

Forbes
Девочка на шаре Девочка на шаре

Самые эффективные упражнения на фитболе: топ-6 для прокачки всего тела

Лиза
Ивашки, Якушки и Петрушки… Ивашки, Якушки и Петрушки…

Имена царей содержали в себе зашифрованное послание о будущей политике

Дилетант
Польза и вред кофе: все, что вам нужно знать. Еще чашечку! Польза и вред кофе: все, что вам нужно знать. Еще чашечку!

Кофе — наш друг или враг? Отвечает нутрициолог Дарья Савельева

Psychologies
Комфортный фитнес: так бывает? Комфортный фитнес: так бывает?

Могут ли тренировки быть не только эффективными, но и комфортными?

Новый очаг
Микрофинансисты нарастили долю одобрений займов клиентам «с улицы» Микрофинансисты нарастили долю одобрений займов клиентам «с улицы»

Микрофинансовые организации заметно нарастили долю займов клиентам «с улицы»

Forbes
Правила игры: как и зачем внедрять геймификацию в работу сотрудников Правила игры: как и зачем внедрять геймификацию в работу сотрудников

Как грамотно встроить элементы геймификации в систему мотивации персонала

Forbes
Как выбрать головной убор на зиму по форме головы: гид от стилиста Как выбрать головной убор на зиму по форме головы: гид от стилиста

Как именно искать «тот самый» головной убор на зиму

VOICE
Как зимой выглядеть «дорого», не потратив много денег: 5 советов Как зимой выглядеть «дорого», не потратив много денег: 5 советов

Идеальные зимние наряды, которые будут смотреться дорого при небольших затратах

VOICE
Как Дайана Найэд проплыла от Кубы до Флориды и установила мировой рекорд в 64 года Как Дайана Найэд проплыла от Кубы до Флориды и установила мировой рекорд в 64 года

«Фри-соло»: необычный, но захватывающий байопик

Forbes
Лунный путь Китая: большая гонка-2 Лунный путь Китая: большая гонка-2

Американцы получили неукротимого и финансово мощного научного противника

Наука
Выдвинуть диверсию: как растет число инсайдерских атак от рядовых пользователей Выдвинуть диверсию: как растет число инсайдерских атак от рядовых пользователей

С начала года количество атак инсайдеров выросло в 1,5 раза

Forbes
«Спасти мир за 24 ч аса — это про меня!» «Спасти мир за 24 ч аса — это про меня!»

Мы встретились с Мариной Ермошкиной и оказались... на чужой свадьбе!

OK!
Хрононный радар Хрононный радар

Разрешаем последние нестыковки физики Quantum Break со сценаристом игры

N+1
Не «Домострой», а детские сады: какой должна быть поддержка материнства Не «Домострой», а детские сады: какой должна быть поддержка материнства

Противопоставление материнства и работы не решат демографическую проблему

Forbes
Сахарские странники – аддаксы Сахарские странники – аддаксы

Аддаксы – одно из наиболее редких млекопитающих в мире

Знание – сила
Спасение утонувшего Спасение утонувшего

«Как заниматься сексом»: дежурная тинейджерская агитка

Weekend
Открыть в приложении