Как власти пытались контролировать театральное искусство

ForbesИстория

«Готов снять за любой сомнительный спектакль»: история театральной цензуры в России

Большую часть последних 300 лет в России в том или ином виде существовала цензура. Публицист Василий Легейдо рассказывает, как все это время власти пытались контролировать театральное искусство

Василий Легейдо

Михаил Зичи. «Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II». 1856 год (Иллюстрация DR)

«Самым вредным, самым гибельным следствием настоящей драматической цензуры для репертуара я считаю страх запрещения пьесы, — писал драматург Александр Островский. — Автор, в особенности начинающий, поневоле должен всего бояться. Пришла ему широкая мысль — он ее укорачивает. Удался сильный характер — он его ослабляет, пришли в голову бойкие и веские фразы — он их сглаживает, потому что во всем этом видит причины к запрещению».

Негативные последствия театральной цензуры, которую он считал «строже и подозрительнее других цензур», Островский испытал на себе. Его первую комедию «Свои люди — сочтемся», написанную в 1849 году, цензор по фамилии Гедеонов постановил запретить, поскольку «разговоры грязны», а «вся пьеса обидна для русского купечества». Дерзкое произведение дошло до высших эшелонов власти и привлекло внимание самого Николая I. Император «удостоил» комедию личной резолюции: «Напрасно печатано, играть же запретить».

К середине 1860-х отношение государства к творчеству Островского изменилось — долговечность и популярность многих его произведений убедили цензоров в том, что они достойны быть представлены на сцене. Издание собрания сочинений закрепило за ним репутацию одного из выдающихся авторов своего времени. Только в 1864 году цензура одобрила постановки 22 произведений Островского в разных театрах страны.

Александр Николаевич Островский на репетиции с актерами Малого театра (Фото DR)

Может даже показаться, что сам автор излишне эмоционально высказался об ограничениях, которым подвергались драматурги в Российской империи. Однако в действительности «дозволенность» постановок Островского при Александре II связана не столько со смягчением цензурных органов, сколько с общественной и политической обстановкой в государстве. Говорить о реальной свободе слова и творчества, несмотря на реформы и послабления, по-прежнему не приходилось.

Несмотря на вроде бы привилегированное положение, которое Островский занимал в литературном мире, он сильно переживал из-за притеснений, которым в Российской империи подвергались литераторы. Драматург мечтал о том, что когда-то искусство в его стране обретет свободу от власти, а писатели смогут не задумываться при переложении идей на бумагу о том, как оценят их труд чиновники и бюрократы.

«Чтобы вредныя сочинения на здешнем публичном театре играны не были»

Большинство связанных с цензурой указов, которые выпускали российские монархи с середины XVIII до начала XIX века примечательны тем, что в них практически не упоминаются драматические произведения. Однако было бы ошибкой предполагать, что пьесы не подвергались досмотру на предмет соответствия сформулированным государством критериям. Например, еще в 1780 году цензоры получили указание подробнейшим образом знакомиться с репертуаром московского театра английского антрепренера Майкла Меддокса, «чтобы каковыя-либо вредныя и соблазнительныя сочинения на здешнем публичном театре играны не были». Анализировать пьесы поручили профессору истории, нравоучения и красноречия Чеботареву.

Чеботарев подходил к обязанностям настолько ответственно, что пытался уговорить Меддокса не ставить комедию Дениса Фонвизина «Недоросль», даже после того, как ее премьера состоялась в Петербурге. После долгих бюрократических разбирательств постановка все-таки состоялась.

Цензуре в 1789 году подверглась и трагедия «Владимир и Ярополк» Якова Княжнина, которая 14 лет назад уже ставилась в Санкт-Петербурге, а в 1787-м вышла в типографии столичного Горного училища. «Опять Чеботарев читал между строк и нашел выражения, которые, по его мнению, не соответствовали должному уважению к власти», — отмечает исследователь театра Зильке Бром. Однако с доводами цензора не согласились ни московский генерал-губернатор Еропкин, ни сама императрица Екатерина II. Последняя отстранила Чеботарева и решила, что трагедию, «в которой ничего непристойнаго не усматривается, можно дозволить играть в Москве».

Эрмитажнный театр при Екатерине II (Иллюстрация DR)

«Пьеса могла подвергнуться как бы двойной цензуре: дозволение представить пьесу в театре и разрешение ее напечатать часто не совпадали по времени, — пишет историк театра Зильке Бром. — Цензорское разрешение могло зависеть от разных факторов: места представления и, конечно, от самого цензора, его личности, компетенции».

Часто решение о постановке и публикации той или иной пьесы в конце XVIII века доходило до Екатерины II и зависело от ее личного расположения к автору или произведению. В 1785 году она не согласилась с петербургским генерал-губернатором Брюсом, который якобы обнаружил в «Сорене и Замире» Николая Николаева нападки на императрицу. Екатерина II отмахнулась от донесения и одобрила постановку.

Однако уже в 1793 году от императрицы поступил секретный указ о сожжении за критику самодержавия всего тиража пьесы «Вадим Новгородский» Якова Княжнина, которого раньше ее же вмешательство спасло от цензуры Чеботарева. На столь резкую смену взглядов Екатерины II, вероятно, повлияли события Европе, в частности в революционной Франции, где как раз в тот период пала монархия.

«Екатерина озаконила и упорядочила цензуру, но по обычаю всех самодержавных правителей оставила за собой право верховного цензора, — объясняет историк театра и кино Марк Кушниров. — И она же нанесла первый чувствительный удар российскому театру. До поры до времени она полуискренне исповедовала просветительские взгляды, никто не писал вольнее ее, и надо признать, что она сама провоцировала в образованном сословии гласность и вольномыслие. Все было так, пока ее не напугали пугачевщина и французская революция и не развратила абсолютная власть».

«Малейшее отступление от цензурных рамок влекло запрещение пьес»

В 1804 году Александр I утвердил устав, призванный упорядочить процесс цензуры. Отдельно в нем говорилось о том, как следует проверять драматические произведения: «Рукописные пьесы, представляемые на всех, не исключая придворных, театрах, как в столице, так и в других городах, до представления оными рассматриваются специальными комитетами, а где нет комитетов — директорами народных училищ под надзором местного начальства».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мне не страшно Мне не страшно

Почему нас пугает возраст и как этому можно противостоять

VOICE
Мини-ПК и одноплатные компьютеры: что это такое и стоит ли покупать? Мини-ПК и одноплатные компьютеры: что это такое и стоит ли покупать?

Мини-ПК: стоит ли покупать такие гаджеты, и для чего они подойдут лучше всего

CHIP
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
Негативные мысли о себе: техника разворота на 180 градусов Негативные мысли о себе: техника разворота на 180 градусов

Как быстро и эффективно оспорить собственные представления о себе?

Psychologies
Продукты «лайт» Продукты «лайт»

Что на самом деле означает «0%» на упаковке продуктов «лайт» – пользу или вред?

Здоровье
На маленьком плацу На маленьком плацу

Как один лейтенант довел целую империю до политического кризиса

Weekend
Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века

Падение Титуса Оутса, выдумавшего католический заговор

Знание – сила
Сомнительная изнанка «Основного инстинкта»: как создавался один из самых популярных фильмов 1990-х Сомнительная изнанка «Основного инстинкта»: как создавался один из самых популярных фильмов 1990-х

На съемках «Основного инстинкта» не обошлось без скандалов и предательств

Правила жизни
Полетели головы: каким получился «Год рождения» Михаила Местецкого? Полетели головы: каким получился «Год рождения» Михаила Местецкого?

«Я верю только в панк, рок-н-ролл»: рецензия на фильм «Год рождения»

Правила жизни
Анна Кранк Анна Кранк

Анна Кранк — о розовых пони, боксе и русском национальном феминизме

Собака.ru
Оксана Кириллова: «Виланд». Первая часть трилогии Оксана Кириллова: «Виланд». Первая часть трилогии

Отрывок из романа, связывающего Германию 1930-х и Россию 1990-х

СНОБ
Сахарские странники – аддаксы Сахарские странники – аддаксы

Аддаксы – одно из наиболее редких млекопитающих в мире

Знание – сила
Джордан, Болт и Бобров: атлеты, проявившие себя в разных видах спорта Джордан, Болт и Бобров: атлеты, проявившие себя в разных видах спорта

Атлеты, которые проявляли себя в двух разных видах спорта одновременно

Forbes
Славный город Славный город

Все годы жизни Севастополь подтверждал правильный выбор своего имени

Отдых в России
Метод Айви Ли: как в пару шагов достичь максимальной продуктивности Метод Айви Ли: как в пару шагов достичь максимальной продуктивности

Порой для максимальной продуктивности достаточно одного нелинованного листа

ТехИнсайдер
Как избавиться от неприятного запаха в кухонной раковине: 5 проверенных годами методов Как избавиться от неприятного запаха в кухонной раковине: 5 проверенных годами методов

Как избавиться от ужасного запаха из труб?

ТехИнсайдер
Билли Айлиш и Билл Гейтс: главные герои борьбы с изменением климата по версии Time Билли Айлиш и Билл Гейтс: главные герои борьбы с изменением климата по версии Time

Яркие и знаменитые личности, борющиеся с изменением климата

Forbes
Нестыдный рефлекс: 5 причин, почему сдерживать чихание вредно Нестыдный рефлекс: 5 причин, почему сдерживать чихание вредно

Почему позволять себе свободно чихать — это на здоровье

ТехИнсайдер
Классика жанра: 3 выдающихся фантастических романа 90-х, которые вы могли пропустить Классика жанра: 3 выдающихся фантастических романа 90-х, которые вы могли пропустить

Фантастические романы, которые до сих пор впечатляют идеями и сюжетами

ТехИнсайдер
Чисто английские детективы: 12 добротных сериалов для холодных вечеров Чисто английские детективы: 12 добротных сериалов для холодных вечеров

Их отличают безупречный стиль, ни с чем не сравнимая старомодная атмосфера

Psychologies
Время перемен Время перемен

Признаки и профилактика ранней менопаузы

Лиза
Национальная бритва Национальная бритва

Как во Франции смертная казнь уровняла все сословия и преступления

Дилетант
Улыбочку, пожалуйста! Улыбочку, пожалуйста!

12 продуктов, которые помогают в профилактике кариеса

Лиза
Как правильно ухаживать за кожей в отопительный сезон: 8 золотых заветов Как правильно ухаживать за кожей в отопительный сезон: 8 золотых заветов

Особенности ухода за кожей в холодное время года

VOICE
Недорогие старые препараты предотвратили мигрень не хуже дорогих новых Недорогие старые препараты предотвратили мигрень не хуже дорогих новых

Ученые сравнили эффективность препаратов для профилактики приступов мигрени

N+1
Почему вы привлекаете недоброжелателей: 4 способа изменить расклад сил Почему вы привлекаете недоброжелателей: 4 способа изменить расклад сил

Как выстраивать барьеры в сложных отношениях и отстаивать свою точку зрения?

Psychologies
«Мы поцеловались первый раз в кадре» «Мы поцеловались первый раз в кадре»

Актеры Анастасия Талызина и Сергей Новосад — о судьбоносных съемках и везении

OK!
Плохая компания Плохая компания

Что делать, если у ребенка появились сомнительные друзья

Лиза
Метеорологи уточнили оценку эффекта Туми в два раза Метеорологи уточнили оценку эффекта Туми в два раза

Уточнение оценки эффекта Туми сделает климатические модели более точными

N+1
Спасение утонувшего Спасение утонувшего

«Как заниматься сексом»: дежурная тинейджерская агитка

Weekend
Открыть в приложении