Гаруда, грозный защитник
Пугающий, на первый взгляд, облик мифической полуптицы-получеловека Гаруды поражает каждого, кто видит его в эрмитажном фондохранилище «Старая Деревня». Эту массивную, высотой более трёх метров, деревянную скульптуру президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри лично преподнёс в дар Эрмитажу по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. Смысл этого жеста, конечно же, вовсе не в том, чтобы наводить ужас на посетителей.
Традиция изображения Гаруды имеет индийское происхождение и уходит корнями в глубокую древность. Впервые Гаруда упоминается в «Ригведе», старейшем религиозном тексте индуизма, но гораздо отчётливее его образ вырисовывается в круге мифов из великого индийского эпоса «Махабхарата», где он предстаёт в облике человека с крыльями и клювом как похититель напитка бессмертия амриты, враг и победитель змей. В текстах ему сопутствуют различные эпитеты: Ситанатха — «лучезарный», Суварнакая — «златотелый», Гаганешвара — «повелитель небес», Нагантака — «уничтожитель змей». Солнечная природа позволила ему стать ваханой (средством передвижения) бога Вишну, одного из центральных божеств индуистского пантеона, который также связан с солнцем. В Древней и средневековой Индии изображение Гаруды, победителя змей, часто увенчивает военные штандарты в качестве символа желанной победы.
В первом тысячелетии н. э. происходит процесс «индианизации» Юго-Восточной Азии, когда страны этого региона усваивают элементы индийской культуры, в том числе и религии, возникшие в Индии, а вместе с ними и традицию изображения Гаруды. Но если на ранних этапах речь идёт о буквальном повторении образа, то с течением времени его облик и функция претерпевают значительные изменения. Внешность Гаруды приобретает всё более зооморфные черты: вытаращенные