Девушек здесь не ждут: почему женщины в IT поддерживают мизогинию, а не друг друга
Девушка хочет стать программисткой, близкие поощряют ее стремление, — казалось бы, что может пойти не так? Оказывается, поддержка тоже может быть токсичной. Карьерный и бизнес-психолог Анастасия Дик объясняет, как женщины, добившиеся успеха в «мужских» сферах, закрывают туда доступ для других кандидаток и почему у них искаженное восприятие себя в профессии.
Карина (здесь и далее имена героинь и некоторые детали их биографий изменены) работает старшим разработчиком в геймдев-студии. Она довольна карьерой, работать с играми — ее сбывшаяся мечта. Однако иногда Карина чувствует себя будто ущербной. Ей трудно принимать похвалу и комплименты (она видит в них лицемерие). И тяжело разобраться с собственной сексуальностью.
Дарина — опытная разработчица, сейчас пишет на Golang. Она в IT уже больше семи лет. Но когда нагрузка на работе совпала с непростыми личными отношениями, напряжение было таким, что у нее прекратилась менструация.
Елизавета — разработчик интерфейсов. Ей 34 года, она замужем, но все, что касается сексуальной сферы, вызывает у нее сильный стыд.
Во всех этих случаях у тяжелого самочувствия — физического или психологического — может быть одна причина.
Девушек здесь не ждут
Несмотря на снижение гендерных барьеров, во всем мире до сих пор доля женщин в IT-ролях в среднем остается на уровне 20%. По статистике, которую приводит сервис найма Adeva, только 3% девушек делают первоначальный выбор в пользу технической карьеры, из них около 40% отказываются от этой карьеры после окончания учебы. Надо уточнить, что речь не про всю сферу IT, а про ее сегменты с наибольшим гендерным дисбалансом — разработку, машинное обучение — и связанные с ними управленческие роли.
Почему этот гендерный разрыв до сих пор сохраняется? Ответ на этот вопрос ищут школы, технические университеты и компании, стремящиеся привлечь в IT больше женщин, а также ученые, занимающиеся гендерными исследованиями, социальные психологи. Многие из них среди причин выделяют влияние воспитания, стереотипы о неспособности девочек к техническим наукам, а также бро-культуру — корпоративные традиции с фокусом на поддержку маскулинности. Большинство западных исследователей, изучая эту проблему, обращаются к теории социальной идентичности.
Социальная идентичность — это результат категоризации через группы, которая позволяет человеку организовывать информацию об окружающем мире и о себе и выбирать оптимальные социальные стратегии поведения. Эта теория постулирует, что социальное поведение человека основано не только на его «я», но и на восприятии себя как члена определенных групп. Согласно ей, чем больше девушки идентифицируют себя со своим гендером, тем сильнее на них будут действовать гендерные стереотипы.
Однако у некоторых все-таки получается реализоваться в IT, причем в ролях с наибольшим гендерным дисбалансом. За счет чего? Вот что показал коучинговый опыт работы с такими девушками: