Деградация рынка: как новые санкции США изменят правила валютных торгов в России
В ближайшие дни нас могут ждать значительные колебания курсов, но в более долгосрочной перспективе рост издержек операций в долларах и евро еще больше подорвет их роль как инструментов сбережений, что при прочих равных даже несколько укрепит рубль, считает заместитель председателя Биржевого совета Московской биржи в 2012–2022 годах Сергей Романчук. А вот российский валютный рынок в целом ждет деградация и возвращение в начало 1990-х
Московская биржа вместе со своей структурой, проводящей клиринг на валютном рынке, — Национальным клиринговым центром (НКЦ) была внесена 12 июня в список блокирующих американских санкций (SDN), что запрещает гражданам и компаниям США любое деловое взаимодействие с ними. Это событие из разряда давно ожидаемых, однако все равно неожиданных: предварительной утечки информации об этом подарке американцев ко Дню России, судя по всему, не было.
Естественно, Банк России и Московская биржа готовили планы на случай введения подобного рода санкций, ожидая их с 2022 года, и первые пресс-релизы не заставили себя долго ждать: биржа объявила о приостановлении торгов поставочными инструментами и расчетов по итогам торгов долларом и евро на валютном рынке, а ЦБ сообщил, что внутренний межбанковский валютный рынок продолжит свою работу. Компании и граждане могут продолжать покупать и продавать доллары США и евро через российские банки. Все средства в долларах США и евро на счетах и вкладах граждан и компаний остаются сохранными. Торги фьючерсами на доллар и евро должны продолжиться.
На 30 лет назад
Однако спокойные речи регулятора и организатора торгов скрывают за собой тектонические изменения инфраструктуры рынка, который практически мгновенно совершит фазовый переход в состояние, сравнимое с ситуацией начала 90-х — до эпохи централизованной непрерывной торговли валютой на бирже. Российский валютный рынок прошел огромный путь от классического диверсифицированного межбанковского рынка к практически полностью централизованному — уникальному явлению в мировом масштабе. Ни введение европейских санкций против Национального расчетного депозитария (НРД), ни риск санкций против Московской биржи к настоящему моменту существенно не изменили российский рынок, краеугольным камнем которого оставался клиринг расчетов через НКЦ. Бодрые реляции о росте сегмента внебиржевого рынка не должны вводить в заблуждение: заключенные на альтернативных электронных площадках сделки в массе своей все равно рассчитывались через Мосбиржу.
Российский валютный рынок состоит из двух сегментов: это компании и банки, которые санкции пока не затронули, способные совершать платежи в долларах и евро и полноценно обслуживать внешнеторговую деятельность, и все остальные, попавшие под санкции, — большинство с точки зрения общего размера активов. Все крупнейшие российские банки, находящиеся под американскими санкциями, продолжают совершать операции с долларом и евро с клиентами и хеджировать свои риски с помощью валютных сделок без физической поставки валюты (свопов, форвардов и фьючерсов), с расчетами в рублях относительно бенчмарка — валютного курса, определяемого на рынке сделок с поставкой валюты на Московской бирже, либо фиксинга биржи, либо курса ЦБ.