Дайте денег: есть ли гендерная дискриминация в отношениях женщин-предпринимателей и инвесторов
Гендерные предубеждения обычно проявляются в форме вопросов инвесторов об авторитете женщин-предпринимателей в качестве лидеров бизнеса и об их семейных обстоятельствах.
Согласно международному исследованию HSBC Private Banking, почти 30% женщин, открывающих свой бизнес, сталкиваются с предвзятостью со стороны инвесторов. Участницы опроса сказали, что им задавали больше вопросов о личной жизни, чем мужчинам — тех в основном расспрашивали о бизнес-идее. Уровень дискриминации варьируется в зависимости от страны: больше всего об «особом» отношении говорят предпринимательницы Великобритании (54%), США (46%), Сингапура (41%). Лучшие показатели у Франции (22%) и Китая (17%). Что касается России, то у нас не проводилось полномасштабное исследование на эту тему.
Cтартапы с душой
Если мы посмотрим на финалисток традиционного конкурса EY «Деловые женщины», то увидим, что в основе большинства стартапов, созданных номинантами, лежит некая гуманистическая идея. Многими движет желание сделать мир лучше, проще, облегчить жизнь окружающим. И это, на мой взгляд, сильно отличает подход женщин-предпринимателей.
Как показало исследование Kontakt InterSearch Russia, проведенное в начале года, около 20% женщин — наемных руководителей видят дальнейшее развитие в открытии собственного бизнеса. Из них 33% собираются развивать свое дело в сфере консалтинга, 11% — в гостиничной и ресторанной отрасли, 7% — в индустрии моды и красоты. Другие 7% хотели бы запустить проект в ритейле, еще 7% — в маркетинге и PR. В психологию желают уйти 5% респондентов, в благотворительность, медицину, науку и образование —3%. Все перечисленные сферы можно посчитать вполне «гендерно-сбалансированными»: здесь достаточно успешных примеров женщин-лидеров, что формирует и здоровую деловую коммуникацию между женщинами и мужчинами.
Отдельная тема — благотворительность. «Пока наш менталитет таков, что существует даже что-то вроде традиции: просить денег на работу фондов приходит женщина. И даже хорошо, что это делает женщина. В нашей стране благотворительность ассоциируется с небольшими деньгами, а сотрудников таких организаций считают подвижниками. В Америке в благотворительности занято много мужчин, там функционирует больше крупных фондов и ассоциаций. В России мужчины чаще всего воспринимают себя основными «провайдерами» бюджета, и им сложно уйти в