Что заменит СВД: самозарядный карабин СК-16
«Популярная механика» рассуждает о перспективных стрелковых системах вместе с ведущим конструктором концерна «Калашников» Демьяном Беляковым. Тема для разговора – разрабатываемый им совместно с Евгением Ерофеевым самозарядный карабин СК-16.
«Это раньше считалось, что выведенный из строя солдат лучше убитого, — мой собеседник смотрит прямо в глаза холодным как сталь взглядом. — Сегодня сильно улучшилась защищенность солдат и добилась больших успехов военная медицина. Поэтому, чтобы вывести из строя современного воина, лучше его убить. Желательно первым выстрелом».
Смена концепции
Несколько десятилетий после Второй мировой войны развитие стрелкового вооружения шло по пути уменьшения калибров и мощностей патронов в пользу увеличения носимого боезапаса. Военный опыт показывал, что большинство боестолкновений проходило на коротких дистанциях, где мощности винтовочных патронов были избыточными, дальние же расстояния были вотчиной артиллерии. А задачу увеличения дальности огня для стрелкового подразделения было принято решать с помощью поступившей на вооружение Советской армии в 1963 году снайперской винтовки Драгунова (СВД), которую выдавали самому меткому стрелку отделения.
То, что с этой концепцией что-то неладно, первыми заметили американцы после операций в Афганистане и Ираке. Калибры уменьшались, бронежилеты и шлемы совершенствовались, а солдаты стремились увеличивать дистанцию боестолкновений. Тогда был тихо спущен на тормозах проект перспективной штурмовой винтовки XM8, который продолжал линию на снижение мощности и массы. Планировалось, что эта винтовка, разрабатываемая по заказу Пентагона американским подразделением немецкой компании Heckler-Koch, станет на 20% легче стоявшей на вооружении M-16A2 и будет использовать облегченные 5,56-мм патроны с композитной металлопластиковой гильзой.
Почти одновременно с закрытием проекта XM8 командование Сил специальных операций объявило конкурс на новую модульную штурмовую винтовку для спецназа SCAR (SOF Combat Assault Rifle), которая должна была выпускаться в двух вариантах: легком SCAR-L под стандартный патрон 5,56 х 45 мм NATO и тяжелом SCAR-H под значительно более мощный патрон 7,62 х 51 мм NATO и с возможностью переделки под другие калибры, например, что интересно, под советский автоматный патрон 7,62 х 39 мм и стандартный магазин автомата Калашникова. В конкурсе победила система, разработанная американским подразделением бельгийской компании FN Herstal, и в настоящее время эти винтовки поступают на вооружение американского спецназа и используются в Афганистане, Ираке и Сирии.
Параллельно аналогичную систему с прицелом на тех же заказчиков в инициативном порядке разработала и Heckler-Koch, выпустив в 2005 году на базе своей 5,56-мм винтовки HK416 тяжелую HK417 под патрон 7,62-мм NATO. Работы над мелкими калибрами и облегченными системами были свернуты по всему миру. Опыт российских операций от Кавказа до Сирии подтвердил американские наблюдения: дистанция боя увеличилась. Прицельный огонь на 800−1000 м стал реальностью. На этих и больших дистанциях прекрасно работают снайперские комплексы, но снайперы — штучный продукт, хирургический скальпель. А армии требуется рабочий, повседневный инструмент, способный как решать задачи на значительных расстояниях, так и быть эффективным с пары метров.