Что такое фаркоп. Нужно ли его регистрировать и как правильно оформить
Все о фаркопе: виды, правила установки, штрафы
Сегодняшнее многообразие видов фаркопов и неоднозначные правила их установки способны запутать даже бывалых. Autonews.ru разбирается в вопросе.
Что такое фаркоп
Фаркоп — это устройство для присоединения прицепа к автомобилю, находящееся на самом автомобиле. Несмотря на всем известное название, конструкцию правильнее называть аббревиатурой ТСУ — тягово-сцепное устройство. Слово же «фаркоп» уходит корнями в немецкий железнодорожный сленг, где оно обозначало систему сцепки вагонов. Что до этимологии, доподлинно она неизвестна, так как ни в немецком, ни в других близких языках нет созвучного слова, имеющего непосредственное отношение к зацеплению чего-либо. Различные версии, циркулирующие по Сети, однозначной достоверностью также похвастать не могут.
Виды фаркопов
Несмотря на кажущуюся простоту, ситуация с фаркопами чем-то напоминает таковую с креплениями щеток стеклоочистителей. Сегодня насчитывается с полтора десятка типов фиксации шаров только европейского стандарта (диаметр 50 мм). А если добавить к этому многообразие вариаций стандарта американского (крепление «под квадрат»), то путаница возникает приличная. В рамках сегодняшней статьи подробно перечислять все виды не имеет смысла, поэтому ограничимся общим разделением ТСУ.
По методу крепления
Несъемные. Фактически отживший на сегодня стандарт, а в некоторых странах запрещенный законодательно. Тем не менее, в нашей стране именно намертво приваренные к «Жигулям», «Москвичам» и «Волгам» фаркопы хорошо помнят люди, заставшие расцвет советского и раннего российского автомобилизма. Делалось такое не от хорошей жизни, и в доброй половине случаев ТСУ представляло собой самодельное изваяние из труб, швеллеров и прочих подручных металлоконструкций.
Прочность и монолитность с автомобилем, на которую упирали приверженцы подобных решений, далеко не всегда являлась плюсом. Помимо постоянного дополнительного веса, несъемные самодельные фаркопы часто отгнивали по сварным швам — с частью лонжеронов или иных частей. А в случае даже не очень сильного удара сзади, тут же «уезжала» геометрия несущей силовой структуры кузова.
Съемные. В отличие от предшественников, все современные ТСУ являются отделяемыми. Да, само основание фаркопа остается закрепленным на автомобиле постоянно, но снаружи либо ничего не выпирает совсем, либо не выходит за габариты бампера. Таким образом, в случае легкого наезда сзади бамперы отрабатывают как положено, забирая на себя энергию удара и предохраняя несъемные элементы структуры автомобиля — лонжероны, усилители, панель пола и т.п.
По варианту шарового соединения
Здесь также имеет смысл ограничиться двумя основными категориями: европейским и американским типами крепления.
Европейский тип шарового соединения фаркопа, как очевидно из названия, наиболее распространен на территории континентальной Европы и России. Такой вариант подразумевает установку основания фаркопа на элементы кузова и отделяемый от него (болтами или быстросъемом) длинный изогнутый «крюк» с шаровым креплением на конце. Сегодня есть множество подтипов крепления шара еврофаркопа, и перед покупкой нужно обязательно уточнить, какой подходит на конкретный автомобиль и под конкретный прицеп.