Человек растерянный
«История моей жены»: Леа Сейду и Луи Гаррель провожают патриархат
В прокат выходит англоязычный дебют Ильдико Эньеди — экранизация модернистского романа Милана Фюшта «История моей жены» с Леа Сейду и Луи Гаррелем. Задуманное режиссером «нежное прощание с патриархатом» вышло несколько скомканным — кажется, из-за излишнего почтения к модернизму.
Двадцатые годы XX века, Европа, открытое море. У капитана Якоба Штэрра болит живот, и корабельный кок советует ему найти жену, это должно помочь. Сойдя на берег, Якоб рассказывает своему знакомому, что в ближайшее время намерен жениться — на ком? — да на той, кто первой войдет в это кафе. Ему везет дважды: в кафе входит Лиззи, прекрасная, как представление европейского интеллектуала о Париже 1920-х годов. И она согласна выйти за Якоба замуж.
Следующие два с лишним часа эти двое будут пытаться сохранить лицо, убедить себя и друг друга, что любовь существует — и вот она, прямо тут. Он — голландец, она — француженка, объясняться они будут по-английски. Якоб будет страдать, думая о негодяе-писателе, завладевшем вниманием жены (Луи Гаррель здесь довольно вяло работает антиподом героя), Лиззи же будет толкать мужа в объятия случайной знакомой.
Ильдико Эньеди — одна из важнейших сегодняшних венгерских режиссеров («Золотая камера» Каннского фестиваля-1989 за фильм «Мой ХХ век», «Золотой медведь» Берлинале-2017 за «О теле и душе»). Если ее арт-хит «О теле и душе» рассказывал о медленном сближении героев и их промерзших душ, «История моей жены», первый фильм Эньеди, снятый на английском, рассказывает о невозможности всякого сближения. Это экранизация модернистского романа венгерского классика Милана Фюшта, не просто костюмная драма, но исследование