Автомобили в погонах: от «Остин-Путиловца» до «бардака»
Когда автомобиль был ещё крайне несовершенной «керосинкой» и многими воспринимался как технический курьёз, военные многих стран сумели оценить его потенциал. И очень быстро автомобили были массово призваны на службу
«Остин-Путиловец» для русской армии
С началом Первой мировой войны в русскую императорскую армию рекрутировали множество автомобилей разных производителей, от отечественного «Руссо-Балта» до «Рено» и «Фиатов». Но самый защищенный предложила русскому правительству английская фирма Austin, которая с 1914 года начала выпуск бронеавтомобилей. Так как ничего подобного в России тогда не выпускалось, за предложение англичан ухватились и вскоре первые броневики Austin стали поступать в части.
На шасси грузовика Austin грузоподъемностью три тонны устанавливалась рубка из броневых листов толщиной 4 мм, на которую ставили две бронированные пулеметные башенки, каждая из которых оснащалась 7,62 мм пулеметом конструкции Х. Максима. Четырехступенчатая механическая КПП и 30-сильный (впоследствии 50-сильный) бензиновый двигатель взяли от грузовика. Машина массой 2,6-3,5 тоны могла на шоссе разогнаться до 40 км/ч, но из-за отсутствия полного привода на бездорожье была малопригодна.
Из Англии в Россию было отправлено примерно полторы сотни броневиков, но из-за все возрастающей загрузки фирм Austin и Vickers (бронелисты) военными заказами, англичане предложили отправлять в Россию только шасси. Тем более в 1916 году на петроградском Путиловском заводе был спроектирован отечественный вариант броневика, который получил название «Остин-Путиловец». От своего британского брата броневик отличался диагональным расположением пулеметных башен, что позволяло вести огонь «всем бортом». Кроме того, русские инженеры доработали ходовую часть броневика, что благоприятно сказалось на проходимости.
Но из-за крушения Российской империи, а затем и Октябрьской революции, англичане не спешили отгружать машинокомплекты и «Остин-Путиловец» оказался малотиражным броневиком. С марта 1918 и до 1920 года было выпущено всего 33 колесных машины и 12 полугусеничных, которые назывались «Остин-Путиловец-Кегресс». Эти машины приняли активное участие в Гражданской и советско-польской войне и простояли на вооружении до начала тридцатых годов, как и изготовленные в Англии броневики Austin. Один броневик британского производства с пафосным названием «Враг капитала» прославился тем, что именно с него 16 апреля 1917 года В.И. Ленин произнёс пламенную речь о грядущей и неизбежной победе пролетариата.
БА-10
В Советском Союзе всегда уделялось огромное влияние развитию бронетанковой технике и бронеавтомобилей. В 1938 году на Ижорском заводе начался выпуск бронеавтомобиля БА-10, который в момент своего создания являлся одним из сильнейших броневиков в мире.