Они познакомились на почве любви к рейвам, а позднее создали ивент-агентство

ForbesБизнес

Чекист на рейве: как бывший сотрудник ФСБ и геодезист зарабатывают миллионы на вечеринках для BMW и Porsche

В начале 2000-х Александр Долгов строил карьеру на Лубянке, а Николай Молчанов сгонял студентов на митинги. Они познакомились на почве любви к рейвам, а позднее создали ивент-агентство. Сегодня компания с выручкой более 200 млн рублей в год устраивает мероприятия для Red Bull, BMW и Porsche

Ксения Мельникова

20191024-a7_08625.jpg__1572278236__91278.jpg
Александр Долгов (слева) и Николай Молчанов. Фото DR

Новогодний корпоратив 2018 года запомнился сотрудникам Челябинского трубопрокатного завода надолго: вместо традиционной рождественской елки их встречали неоновые фигурки кактусов и слоган «Елкой не пахнет!» Креатив — дело рук московского ивент-агентства prostorcrew, основанного двумя друзьями с богатым прошлым: Александр Долгов два с половиной года проработал в ФСБ, а его партнер Николай Молчанов собирал людей на проплаченные политические акции. Оба не пылали любовью к своей работе и все свободное время проводили на рейверских вечеринках — массовых тусовках под электронную музыку.

Вскоре будущие партнеры устроились в одно рекламное агентство, где и решили открыть собственный ивент-проект. Прошли через десятки отказов от потенциальных клиентов, пережили «голодный год», но на пороге закрытия им улыбнулась удача в лице первого крупного заказчика — Lamoda. Роуд-шоу по городам России привлек к молодому агентству внимание других федеральных клиентов, и дело пошло. Сегодня prostorcrew работает с фитнес-клубами World Class, автопроизводителями BMW и Porsche, заводом ЧТПЗ и другими крупными компаниями. За девять месяцев 2019 года необычные мероприятия принесли друзьям 220 млн рублей выручки и около 18 млн рублей прибыли.

Во все тяжкие

34-летние Александр Долгов и Николай Молчанов выросли в Подмосковье: Долгов в Люберцах, а Молчанов в Электростали. Александр после школы поступил на факультет информационной безопасности в институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России: «Со старших классов почему-то привлекала военная служба». Правда, уже на первом курсе понял, что душа к работе на государство не лежит, но учиться продолжил. В свободное время подрабатывал грузчиком и супервайзером на мероприятиях: к делу его привлек друг, который работал в рекламном агентстве Zeppelin Production.

После обучения Александр по распределению попал в отдел информационной безопасности ФСБ. На официальный запрос Forbes в ведомстве не ответили, но в личном разговоре полковник ФСБ Сергей Казаков подтвердил, что сотрудник по имени Александр Долгов действительно работал в службе. «Это было очень комично: утром я приходил на Лубянку в ненавистном костюме, а вечером в комфортных джинсах ехал контролировать персонал на какое-нибудь мероприятие [организованное Zeppelin]», — вспоминает он. Про работу в ФСБ Долгов рассказывает нехотя, ссылаясь на договор о неразглашении засекреченной информации. Продержался в ведомстве он, правда, всего два с половиной года вместо положенных для выпускников академии пяти лет.

Контракт удалось расторгнуть довольно просто: руководство к решению Долгова, по его словам, «отнеслось с пониманием». «Он мог разорвать контракт по личным обстоятельствам. Такое случается, санкций мы за это не накладываем. Люди [попадающие в ФСБ] либо сразу понимают, что не хотят здесь работать, либо остаются надолго», — говорит Сергей Казаков.

«Безумное впечатление — куча людей с счастливыми лицами, танцующих под электронную музыку»

В конце 2009 года Долгов устроился теперь уже штатным супервайзером проектов в Zeppelin и всерьез подсел на рейверские тусовки. На одной из техно-вечеринок он познакомился с владельцами московского клуба «Сахар» и вскоре стал сам организовывать в клубе мероприятия с приглашенными диджеями. На рейвы Долгова стало собираться по 600 человек — каждая тусовка приносила по 30 000-40 000 рублей прибыли от продажи билетов и алкоголя в баре.

С будущим бизнес-партнером Александр познакомился в 2010 году на международном фестивале Godskitchen, в организации которого участвовало Zeppelin. Николай Молчанов к тому времени успел окончить Московский государственный университет геодезии и картографии, попасть в рейв-тусовку и начать проводить в Электростали вечеринки с электронной музыкой. «Первый рейв, на который попал как участник, проходил на территории подмосковного детского лагеря. Безумное вообще впечатление — куча людей с счастливыми лицами, танцующих под электронную музыку», — вспоминает он.

Первая вечеринка на площадке детского лагеря «Мир» собрала 150 человек. Молчанов потратил 15 000 рублей, а заработал вдвое больше. На следующую тусовку пришли уже 400 поклонников электронной музыки. «У нас в семье было кодовое название для таких вечеринок — «дискотека в лесу». Мне кажется, родители понимали, что это не обычная дискотека, но все равно отпускали меня. Мама говорила, что я хоть зарабатывать так научусь», — рассказывает он.

Вскоре Молчанов оставил рейверское дело ради более доходного и менее этичного хобби — имитировать вовлечение студентов в митинги политических партий (о конкретных заказчиках Николай не распространяется). «Тогда за участие в таких акциях всем платили. Сам я не хотел на них ходить, поэтому придумал сдавать желающих в аренду», — объясняет предприниматель. Задачи попадались нестандартные: однажды нужно было собрать сотню темнокожих студентов на антифашистский марш, а для акции протеста против ввоза «ножек Буша» из США — пригнать толпу людей и раздать им живых куриц. «Я особо не интересовался тематикой [митингов]. Политической силы они не несли: зачастую лидеры партий просто приезжали сфотографироваться на фоне толпы и уезжали», — уверяет Молчанов. На каждом митинге он зарабатывал до $1000.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса «Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса

Как риск отключения от глобального интернета влияет на российский бизнес?

Forbes
Почему сиквелы хуже оригинальных фильмов? Почему сиквелы хуже оригинальных фильмов?

GQ разбирается, что подталкивает режиссёров снимать сиквелы

GQ
Ошибки, отставки и стрип-клубы: почему основатель Under Armour уходит с поста CEO Ошибки, отставки и стрип-клубы: почему основатель Under Armour уходит с поста CEO

Производитель спортивной одежды Under Armour должен был стать брендом поколения

Forbes
Выбираем электрическую плиту: 6 удачных моделей Выбираем электрическую плиту: 6 удачных моделей

Мы дадим вам советы о том, что нужно искать при покупке плиты

CHIP
Как полюбить светские беседы Как полюбить светские беседы

Если dirty talk можно применять только в постели, то small talk пригодится везде

GQ
Как Татьяна Кальдерон собирается стать первой за 43 года женщиной-пилотом «Формулы-1» Как Татьяна Кальдерон собирается стать первой за 43 года женщиной-пилотом «Формулы-1»

Колумбийка Татьяна Кальдерон с девяти лет хотела стать профессиональной гонщицей

Forbes
Звезда фильма «Москва слезам не верит» спасает мужа от тяжелой болезни Звезда фильма «Москва слезам не верит» спасает мужа от тяжелой болезни

40-летняя Наталья Вавилова в этом году все силы отдает борьбе за здоровье мужа

Cosmopolitan
Антон Привольнов: было/не было Антон Привольнов: было/не было

Ведущий «Доброго утра» на Первом раскрыл тайну, чем занимается после работы

StarHit
«Приезжать отказались». Почему в ГИБДД не хотят оформлять аварии «Приезжать отказались». Почему в ГИБДД не хотят оформлять аварии

Водители жалуются на отказы сотрудников ГИБДД выезжать на оформление аварий

РБК
Молодость в наших руках: как отложить старение Молодость в наших руках: как отложить старение

Похоже, мечты о долголетии начинают сбываться

Psychologies
Светлана Рожкова: «Клара Новикова видела во мне врага» Светлана Рожкова: «Клара Новикова видела во мне врага»

Юмористка Светлана Рожкова поделилась, кто ее самый любимый мужчина

StarHit
Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли» Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли»

Когда в России будет запущено пятое поколение мобильной связи?

РБК
Вы могли бы ходить с телефоном Prada вместо iPhone Вы могли бы ходить с телефоном Prada вместо iPhone

Времена дизайнерских мобильников безвозвратно прошли

GQ
Ирина Хакамада: «Большинство людей повторяют одну и ту же ошибку» Ирина Хакамада: «Большинство людей повторяют одну и ту же ошибку»

Ирина Хакамада знает, как превратить эмоции в доход

РБК
Налетай, торопись, покупай живопись Налетай, торопись, покупай живопись

Где покупать современное искусство и коллекционный дизайн

AD
Почему в США напряжение в сетях 110 В, а в России 220 В? Почему в США напряжение в сетях 110 В, а в России 220 В?

Почему в США напряжение 100–127 В?

CHIP
Индукционная плита: принцип работы, плюсы и минусы Индукционная плита: принцип работы, плюсы и минусы

Как работают индукционные электроплиты

CHIP
Львовы Львовы

Львовы не сразу стали играть заметную роль в политике и на государевой службе

Дилетант
Что украшения расскажут о нас и нашем собеседнике? Что украшения расскажут о нас и нашем собеседнике?

Как с помощью броши или кольца «прочитать» их владельца?

Psychologies
Какую одежду из шерсти покупать, чтобы не навредить природе Какую одежду из шерсти покупать, чтобы не навредить природе

5 советов для тех, кто не готов поступиться принципами разумного потребления

Vogue
Как выглядит феминизм в отдельно взятой семье Как выглядит феминизм в отдельно взятой семье

Почему возлюбленная Севы Новгородцева чувствовала себя оскорбленной

GQ
Почему важно вовремя разъехаться с родителями Почему важно вовремя разъехаться с родителями

Что мы теряем, продолжая жить под родительской крышей

Psychologies
Кому с 1 октября станет сложнее получить кредит в банке Кому с 1 октября станет сложнее получить кредит в банке

Для клиентов, желающих взять кредит, будет рассчитан уровень долговой нагрузки

Forbes
Какие цвета в одежде полнят, а какие делают стройнее: рассказывает стилист Какие цвета в одежде полнят, а какие делают стройнее: рассказывает стилист

Какие оттенки помогут тебе выглядеть стройнее?

Cosmopolitan
От “Секретных материалов” до “Во все тяжкие”: за что мы любим Винса Гиллигана От “Секретных материалов” до “Во все тяжкие”: за что мы любим Винса Гиллигана

Разбираем творчество сценариста и режиссера Винса Гиллигана

Esquire
Будущее туристической отрасли: что нас ждет и что изменится из-за банкротства Thomas Cook Будущее туристической отрасли: что нас ждет и что изменится из-за банкротства Thomas Cook

О том, как банкротство старейшей мировой турфирмы повлияет на отрасль

СНОБ
Эмоции — это вирус: как мы влияем друг на друга Эмоции — это вирус: как мы влияем друг на друга

Эволюционные предпосылки и интересные механизмы эмоций

Psychologies
Медленно, но верно Медленно, но верно

Если научиться есть медленно, проблема лишнего веса отпадёт сама собой

Худеем правильно
Понять и простить: извинения звезд, за которые нам стыдно Понять и простить: извинения звезд, за которые нам стыдно

Неприятные ситуации бывают у каждого, главное – уметь достойно из них выходить

Cosmopolitan
#профессия: режиссер дубляжа — о том, как озвучивают голливудских звезд #профессия: режиссер дубляжа — о том, как озвучивают голливудских звезд

Актер и режиссер дубляжа Евгений Хазов раскрывает секреты своей профессии

РБК
Открыть в приложении