Разбираемся, как устроен дружественный бартер в российской культурной жизни

ForbesОбщество

По дружбе: как бартерные отношения помогают выживать российской культуре

Как устроена бартерная экономика в культуре и каковы ее объемы? Можно ли устроить масштабное мероприятие с нулевым бюджетом, если у вас много связей в «нужных местах»? Forbes Life разбирается, как устроен дружественный бартер в российской культурной жизни

Марина Анциперова, Марина Лапкина

1-vrlab.jpg__1566987645__95304.jpg
Проекты в VR невозможно показать и увидеть без соответствующего оборудования, поэтому бартер с техническими партнерами дает возможность экспериментировать с этим форматом.

Чтобы объяснить, как работает бартер в культурной сфере, возьмем гипотетический пример из жизни маленького музея с небольшим бюджетом, который живет на государственное финансирование. Для сложных экспозиций или концерта во дворе музея может понадобится серьезное экранное оборудование. Его в случае бартерного соглашения может предоставить партнер (сумма будет напрямую зависеть от масштаба застройки и технических параметров оборудования: может потребоваться экран за 100 000 рублей, а порой затраты на оборудование могут доходить и до нескольких миллионов). Беря эти расходы — полностью или частично — на себя, партнер получает возможность прямой рекламы в экспозиции и коммуницирует с аудиторией как бренд, который поддерживает искусство. Для музея же это шанс серьезно сократить расходы на мероприятие.

Для маленькой культурной институции бартер может оказаться спасением: закрывается часть трат, связанных не только с техническим оснащением экспозиции, но и производством полиграфии (печать афиш, буклетов, флайеров может составлять от 50 000 до 700 000 рублей), созданием арт-объектов (от 300 000 до нескольких миллионов), организацией бара и фуршета, PR-кампанией. Для партнера — это возможность поддержать достойное событие, выйти на новую аудиторию, получить имиджевые бонусы как бренд, поддерживающий креативные форматы, а для кого-то такое сотрудничество — форма реализации программ социальной ответственности.

Товар — на пиар

Алена Бочарова, основатель проекта Beat Film, рассказывает, что по такому принципу в этом году была устроена организованная в рамках фестиваля VR-выставка, занимавшая целый этаж Мультимедиа Арт Музея на Остоженке. «Проекты в VR невозможно показать и увидеть без соответствующего оборудования, поэтому бартер с техническими партнерами для нас служит гарантией того, что мы в принципе можем позволить себе экспериментировать с этим форматом. В этом году у нас было три технических партнера: компания HTC предоставила шлемы виртуальной реальности, MSI — компьютерное оборудование, Great Gonzo — техническую поддержку. Понятно, что если бы не было этих партнерств, то и так довольно существенный бюджет VR-выставки увеличился бы на несколько миллионов».

По словам управляющего директора MARKA Ольги Степановой (ее компания занимается проектами на стыке культуры и бизнеса), за последние годы бюджеты, которые выделяют как государственные институции, так и частные компании на культурные проекты, существенно снизились, поэтому многим компаниям часто бывает выгодно именно бартерное сотрудничество. Вероника Кандаурова, пиар-директор государственного музея ММОМА, отмечает, что все рекламные кампании в нем проходят по бартеру: «Выставочные проекты часто финансово поддерживают компании, которые хотят быть упомянутыми в медиа. Однако отдельного бюджета на поддержку в медиа у этих компаний нет. И получается такой порочный круг: тебе надо и про выставку рассказать, и про партнера, и чтобы все бесплатно и интересно. Примерно так же это работает с некоммерческими партнерствами, но не с медиа, а с различными платформами, брендами, ресторанами. В подобных коллаборациях музей расплачивается временем и объемом интеллектуальной деятельности своих сотрудников».

Ресурсы — на медиа

Рекламные проекты и работа с медиа — пожалуй, одно из главных направлений бартерного сотрудничества. По словам независимого пиар-консультанта Екатерины Ярмаховой, формат бартера применим далеко не ко всем проектам. Адекватным форматом может быть работа по бартеру с соцсетями — например, предоставление того или иного продукта для публикации. Например, если пост у инфлюенсера обычно стоит 15 000 рублей, то ему можно предложить эквивалент этой суммы в продукте или услугах. В культурной индустрии это может быть посещение показов в определенном количестве или на определенный срок — например, приглашение на закрытые события или превью, абонемент на несколько посещений показов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков

Чем опасен непрерывный мониторинг здоровья и продуктивности?

Forbes
7 эксклюзивных рецептов шотов, которые зайдут на любой тусовке 7 эксклюзивных рецептов шотов, которые зайдут на любой тусовке

Сейчас мы прокачаем твой скилл бармена

Playboy
Pro bono: что такое социальная адвокатура и как получить бесплатную помощь юриста Pro bono: что такое социальная адвокатура и как получить бесплатную помощь юриста

Как в России устроена социальная адвокатура и как работает принцип pro bono

Forbes
Отдайте приоритет своим приоритетам Отдайте приоритет своим приоритетам

Что стоит для нас на первом месте? Ответ на этот вопрос проясняет наш ум

Psychologies
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Сила притяжения Сила притяжения

Риналь Мухаметов рассказал об отношении к возрасту, о будущем кино, Саше и Дане

Glamour
Быстрое строительство и захват земель: как миллиардеры помогают нашей планете Быстрое строительство и захват земель: как миллиардеры помогают нашей планете

О вкладе богатейших людей планеты в спасение окружающей среды

Forbes
Опознание врага. Кто и почему в России репрессирует невиновных Опознание врага. Кто и почему в России репрессирует невиновных

Подтверждение приговора Константину Котову и задержание очередных заложников

СНОБ
Искусная отмычка Искусная отмычка

Как экспорт культурных ценностей помогает российским бизнесменам вести бизнес

Forbes
Каково это — жить и работать в Нью-Йорке. Истории четырех россиян, переехавших в США делать бизнес и карьеру Каково это — жить и работать в Нью-Йорке. Истории четырех россиян, переехавших в США делать бизнес и карьеру

Почему поиск работы в США может затянуться на полгода

Esquire
Alyona Alyona — о гнетущей славе, бодипозитиве, Грете Тунберг и новом альбоме Alyona Alyona — о гнетущей славе, бодипозитиве, Грете Тунберг и новом альбоме

Алена Савраненко - звезда украинского рэпа

Esquire
Родители, которые причиняют нам боль: как с ними общаться? Родители, которые причиняют нам боль: как с ними общаться?

Случается, что самые близкие люди наносят психике своих детей огромный вред

Psychologies
От войны до войны От войны до войны

В каких условиях была выстроена советская медицина

Дилетант
В Гоголь-центре прошли специальные праздничные В Гоголь-центре прошли специальные праздничные

Самому эпатажному и авантюрному персонажу Александра Цыпкина стукнуло 3 года

Cosmopolitan
Такие простые непростые анализы Такие простые непростые анализы

Как сделать так, чтобы анализы были максимально точными

Здоровье
Ланч от Игнашевича: как тренер «Торпедо» и совладелец сети «Кофепорт» зарабатывают миллионы на супе Ланч от Игнашевича: как тренер «Торпедо» и совладелец сети «Кофепорт» зарабатывают миллионы на супе

«Суп-кафе» Мильруда и Игнашевича приносит по 20 млн рублей прибыли в год

Forbes
Мэри Элиз Саротт: Коллапс. Случайное падение Берлинской стены. Отрывок из книги Мэри Элиз Саротт: Коллапс. Случайное падение Берлинской стены. Отрывок из книги

Отрывок из книги Мэри Элиз Саротт «Коллапс. Случайное падение Берлинской стены»

СНОБ
Даниил Медведев - русский «теннисист-тролль»: скандальные выходки чемпиона Даниил Медведев - русский «теннисист-тролль»: скандальные выходки чемпиона

Российский теннисист Даниил Медведев еще не очень хорошо известен публике

Cosmopolitan
За двумя зайцами… За двумя зайцами…

Хочешь, чтобы на счете всегда было достаточно средств, а в кошельке – купюр?

Cosmopolitan
Как восстановить вкладки в браузере Как восстановить вкладки в браузере

В наши дни редко у кого в браузере открыта всего одна страница

Популярная механика
В ожидании поганой молодежи. Как власти рассчитывают утопить протест в позитивном контенте В ожидании поганой молодежи. Как власти рассчитывают утопить протест в позитивном контенте

Власти начали понимать, что люди перестали вести себя так, как им хочется

СНОБ
Инцидент в Думе: расследование Инцидент в Думе: расследование

Как был разоблачен фейк о химической атаке в Сирии

Русский репортер
Нам всем очень далеко до Юэна Макгрегора. Кажется, он идеален Нам всем очень далеко до Юэна Макгрегора. Кажется, он идеален

Что приобрел Юэн Макгрегор, лишившись фирменного безумного взгляда

GQ
Почему порноиндустрия – злейший враг феминизма? Почему порноиндустрия – злейший враг феминизма?

Порноиндустрия прекрасно доказывает отсутствие равных прав у мужчин и женщин

GQ
«Времена» и нравы «Времена» и нравы

Лилит Адибекян удалось выманить большие бренды из центра

Vogue
9 признаков того, что ваш коллега страдает расстройством личности 9 признаков того, что ваш коллега страдает расстройством личности

Такой человек может отравить атмосферу в коллективе своим присутствием

Psychologies
Секунда — огромный мучительный год Секунда — огромный мучительный год

Где корни психофобии и все ли в порядке с вами самими

Glamour
Зачем идти на выставку Уильяма Блейка в Лондоне? Зачем идти на выставку Уильяма Блейка в Лондоне?

Художник, ради которого стоит заложить несколько часов на посещение Tate Britain

GQ
Екатерина Волкова: «Я – трагическая оптимистка» Екатерина Волкова: «Я – трагическая оптимистка»

Екатерина Волкова о том, почему она не стала врачом и что ей даёт голодание

Здоровье
Жертва фокуса: как погибла компания Thomas Cook Жертва фокуса: как погибла компания Thomas Cook

Один из старейших в мире туроператоров оказался не готов к переменам

Forbes
Открыть в приложении