Брат меньший: как филиал может влиять на стратегию штаб-квартиры
Отношения между глобальным и локальным офисами в компании часто напоминают общение родителей с ребенком: самостоятельность последнего строго ограничена задачами первого. Но есть ситуации, когда этот стереотип трещит по швам.
Глобальные корпорации, открывающие филиал в новой стране, часто действуют по своему сценарию. При этом самостоятельность локального офиса сводится к выполнению задач этой самой корпорации. Такие отношения напоминают общение родителей с ребенком. Возможно ли сломить эту тенденцию, и как локальный офис способен влиять на решения штаб-квартиры?
Опережающий рост
Штаб-квартиры глобальных компаний всегда ищут перспективные области. Если локальный офис демонстрирует сверхбыстрый рост и перспективы его укрепления, он сразу попадает на радар высшего топ-менеджмента. В результате подающие надежды регионы привлекают инвестиции и ресурсы глобального офиса. Запросы быстрорастущей локальной команды зачастую в приоритете и быстро проходят сложные корпоративные процедуры.
В 2010-2017 годах офисы в России и СНГ многих компаний демонстрировали впечатляющие темпы бизнес-роста и нередко оказывались вдвое эффективнее, чем в других регионах. Как следствие, глобальное руководство охотно поощряло инвестиции в активные сегменты бизнеса и способствовало расширению штата в России на фоне сокращений в европейских странах.
Например, американская компания General Electric в период роста и премиальной маржинальности офисов в России и СНГ оперативно одобряла поставку оборудования и предоставляла привлекательные условия по контракту. Обратная ситуация сложилась с началом кризиса в 2014 году. GE сократила присутствие в странах СНГ, при этом высокий уровень маржинальности и предыдущие заслуги не помогли локальным офисам сохранить местный бизнес.