«Бомба для корейцев»: как концертный директор Децла открыл крабовый ресторан во Владивостоке
Forbes поговорил с молодым предпринимателем из Владивостока Павлом Беленцом, который в свои 29 лет успел побывать концертным директором Децла, партнером Александра Фридмана и завоевать любовь корейских гурманов.
Павлу Беленцу 29 лет, но за его плечами уже несколько бизнес-проектов в сфере услуг и организация мероприятий с крупными артистами. Мы узнали о нем, когда готовили интервью с сыном миллиардера Михаила Фридмана Александром. Беленец — один из его ближайших друзей и партнер в букинг-агентстве Artist-Bank (Павел основал его с Андреем Ширманом, творческий псевдоним которого — DJ Smash). Главным артистом, с которым работал Павел более 10 лет, был Кирилл Толмацкий (Децл). Сейчас его основной проект – ресторан Crab Factory во Владивостоке. Беленец работает в демократичном ценовом сегменте (1900 рублей за 1 кг готового камчатского краба считается ценой ниже рыночной), местными морепродуктами и «таргетировано бьет» в корейских туристов: взаимодействует с корейскими блогерами, ведёт на корейском социальные сети, привозит в ресторан специфичные корейские соусы и уделяет большое внимание привычкам азиатской публики.
Бизнес с нуля
Какой у тебя был первый бизнес?
Первый бизнес мой был – туристическое агентство. Я купил франшизу, когда мне было 20 лет. Это было туристическое агенство «Велл», сеть агентств пляжного отдыха. Я открыл 3 таких проекта, поработал над ними 6 месяцев, и потом продал, как готовый бизнес.
А ты на чьи деньги купил? Тебе родители дали деньги?
Нет, франшиза стоила 14 000 рублей. Мой, получается, первый стартап стоил 140 000 рублей, да. А продали мы за 1,5 млн.
Ничего себе! Это во сколько лет уже было?
Это в 20. После этого я понял, что франчайзинг – тема, и потом после института пошел учиться в аспирантуру, и теперь я кандидат экономических наук.
Во Владивостоке вообще возможно деньги зарабатывать?
Думаю, что да.
Корейский десант
Какие тут самые перспективные ниши?
Я почему-то больше в хореку (HoReCa, hotel-restaurant-catering, сфера услуг в индустрии гостеприимства — прим. Forbes) верю, я вообще ресторанный бизнес люблю, так исторически сложилось, что я в нем давно работаю, и я считаю, что вот хорека и вообще вся эта история гостеприимства, она достаточно перспективная. По крайней мере, во Владивостоке за последнее время. Сейчас здесь очень много туристов. Допустим, корейцы: в прошлом году было 240 000, в этом году корейское консульство планирует приезд 320 000 южнокорейцев. Средняя статистика такова, что кореец тратит за 3 дня здесь $2 000 – это билеты, гостиница и питание. Можно умножить — математика несложная.
А сюда много людей приезжает из Северной Кореи?
44 000, я статистику смотрел.
А как они приезжают? У них же вообще нельзя никуда выезжать?
Чтобы северный кореец мог поехать в Россию на стройку, а они обычно все строители здесь, он должен минимум 15 лет проработать на государственной стройке, у него должна быть жена и двое детей. Ты как бы оставляешь их в залог. То есть, если ты не вернешься, то им там «чик-чирик» сделают. И они приезжают сюда, и здесь работают на стройке. В свой корейский офис они в районе 2,5 тысяч рублей в день должны платить, и остальные деньги они зарабатывают себе.
Какие вообще ниши во Владивостоке самые прибыльные?
Я думаю, что самая прибыльная — добыча камчатского краба.
Тут это как-то регулируют, пытаются вводить ограничения?
Есть официальный метод добычи. Ты получаешь квоты — и выходи на промысел, добывай.
И неофициалов тоже, да, наверное, очень много?
Неофициалов нет, потому что государство это жестко регулирует, это же уголовно наказуемо. Даже если есть, то я не знаю, где они. Последние 3-4 года, когда корейцы сюда стали активно ездить, стало популярным есть крабов. То есть они из обычного сделали какую-то диковинку, и теперь это популярное направление, все сюда приезжают в основном есть крабов и морепродукты. У них топ самых покупаемых продуктов – это краб, медведка, ботан, креветка и гребешок. И еще им обязательно нужно купить крем с морковным экстрактом, съесть бургер и попить приморского пива. Ну, не то что приморского, просто любого отечественного пива.
Уровень жизни из-за этого наплыва туристов во Владивостоке поднялся?
Да, замечаю. Я в прошлом году сдавал свою квартиру в аренду на Восточный экономический форум. На 3 дня за 120 000 рублей. Моя квартира находилась далеко не в центре, и она была однокомнатная Это, конечно, разовые акции, но вообще, за счет туризма все гостиницы переполнены, ценник на них растет как на дрожжах. Любая аренда недвижимости во Владивостоке — это сразу деньги. Ну и, конечно, разного рода экскурсии, но там не такие деньги. А гостиницы в период ВЭФ взвинчивают цены до безумия.