Больше никакого рок-н-ролла: как убивали «Американских богов» (разбор второго сезона «Американских богов»)
По просьбе Esquire Лиза Биргер объясняет, почему ко второму сезону сериал «Американские боги» окончательно превратился в одинокий пикет дома престарелых против самого воздуха (но любим мы его не за это). Предупреждаем, в тексте есть спойлеры, будьте внимательны.
Пятая серия второго сезона «Американских богов» начинается с длинной сцены линчевания — жертву сначала вешают, причем за веревку тянут дамы в хорошеньких шляпках, потом расстреливают, потом тащат по земле, потом обезглавливают, потом еще и сжигают. На протяжении всей серии его отрезанная горящая, покрытая кровавыми струпьями голова является главному герою, Тени, чтобы сообщить, что тот не знает природы страны, в которой живет (и вообще, неплохо бы помнить о смерти). Это желание насильно сообщить зрителю про природу Америки — «а еще у нас черных линчуют» — присутствовало и в первом сезоне, но ко второму оно становится в сериале одним из центральных. К финалу «Американские боги» явно не торопятся и вместо этого пытаются предложить зрителю какую-то альтернативную причину его смотреть и любить: во-первых, это красиво. Во-вторых, это про состояние мира. И в-третьих, немножко про любовь и еще больше — про смерть.
Про любовь, кстати, в том числе к писателю Нилу Гейману и его способу рассказывать истории. «Американские боги» так и не смогли стать отдельной от Геймана, самостоятельной единицей. В первом сезоне, при шоураннерах Брайане Фуллере и Майкле Грине, сериал еще пытался придумать что-то свое, новенькое. Но Фуллер и Грин ушли, не договорившись о бюджете, вслед за ними ушли две богини, Кристин Ченовет (Пасха) и Джиллиан Андерсон (Медиа) — и, забегая вперед, надо сказать, что от этой потери сериал так и не оправился. Следующий шоураннер, Джесси Александр, перессорился и со студией, и с актерами и был отстранен еще до конца сезона. В чьи руки оставалось доверить этот тонущий корабль? Только позвать автора.
А что лучше всего умеет автор? Дописывать свои собственные истории. Ну, все помнят про Дамблдора. Гейман гениально умеет придумывать миры, но часто вязнет в описании подробностей сюжета. Роман «Американские боги», вышедший в 2001 году, страдал от той же родовой травмы: он был очень бодр в начале, очень загадочен в финале и страшно зануден посередке. Для того ему и нужен шоураннер, чтобы как-то это скучное повыкидывать, а вместо него придумать рок-н-ролл. В первом сезоне это, скорее, случилось, но во втором отсутствие шоураннера очевидно: рок-н-ролл здесь мертв. Вместо того чтобы развлекать зрителя, сериал изо всех сил бежит за улетающим вдаль паровозом современности. Например, разрастается второстепенная линия любовников Салима и огнеокого ифрита Ибрагима, черные боги обсуждают притеснения афроамериканцев, а индуистская богиня Кали, она же Мама Джи, хозяйка сети мотелей «Америка», не может прийти на войну, если не найдет себе сменщика: почувствуйте затхлое дыхание времени.