Главное – этикетка. Что на самом деле знают о вине винные критики
Винные дегустаторы — кто они? Уникумы с феноменальной памятью или талантливые фокусники?
Со времен публикации рассказа Роальда Даля «Вкус» в женском журнале Lady's Home Journal в далеком 1945 году мирные граждане периодически задаются вопросом: «А не дурят ли нас винные дегустаторы?»
Уже в семидесятые годы прошлого века образ дегустатора в массовом сознании был окружен примерно равным количеством мистификации, иронии и даже сарказма. Вспомните все несчастья, свалившиеся на обаятельного героя Луи де Фюнеса в фильме 1976 года «Крылышко или ножка?».
Однако с тех пор, как прохождение через частокол винной критики стало обязательной процедурой для утверждения репутации винного бренда, образ дегустатора обременился дополнительным грузом ответственности. С 1977 года начал выходить ежегодный карманный справочник Pocket Wine Book великого Хью Джонсона, а в 1978-м тридцатилетний Роберт Паркер начал прямую рассылку своего информационного письма The Baltimore-Washington Wine Advocate, которое всколыхнуло весь винный мир, превратив Паркера в кумира и законодателя винной моды.
С конца восьмидесятых и вплоть до начала двухтысячных годов от мнения Паркера могла зависеть судьба и отдельных винных производителей, и целых винодельческих областей, и отдельной партии, и целого урожая. Что такое хорошо и что такое плохо в аромате и вкусе вина, в производственном цикле и в его рыночной цене, определял балтиморский оракул.
Возмущенные виноделы подавали на Паркера в суд, оппозиционные винные критики, не согласные с бескомпромиссностью его органолептических оценок, вступали с ним в публичную полемику, но благодарная потребительская аудитория оставалась верна своему гуру. Для роста винного самосознания паркеровская стобалльная система оценки вина предоставляла питательную среду. Каждый винный энтузиаст мог поставить вину свои сто баллов и почувствовать себя «немного Паркером».