Без предубеждений: что помогает женщинам наращивать влияние в бизнесе
До гендерного равенства в распределении инвестиций пока далеко, но венчурный капитал уже начал избавляться от предубеждения относительно женских стартапов. Что объединяет их основательниц?
В прошлом месяце сразу два американских стартапа, основанных женщинами, вошли в клуб «единорогов» — стартапы с оценкой выше $1 млрд. Оба проекта ориентированы на женщин в качестве клиентов и покупателей — влиятельную в США группу потребителей. В один из них, бьюти-компанию Glossier, на раунде D общим объемом $100 млн вложился известный представитель «старой гвардии» венчурного рынка фонд Sequoia Capital (среди его успешных инвестиций — вложение в Apple в 1978 году — прим. Forbes). Компания по аренде одежды для женщин Rent the Runway привлекла $125 млн от институциональных инвесторов Franklin Templeton, Bain Capital и T. Rowe Price. Значит ли это, что венчурный капитал начал избавляться от предубеждения относительно женских стартапов?
Небольшой прогресс
Статистику и причины гендерного разрыва в венчурной отрасли и сфере технологических стартапов мы подробно рассмотрели в одной из предыдущих статей. Новые цифры по итогам прошлого года говорят о небольшом прогрессе представленности женщин в венчуре и о стагнации в стартапах. 2018-й стал годом мега-фондов — «фондов на миллиард», когда все традиционные игроки формировали фонды в несколько раз крупнее, чем предыдущие, а вектор задал японский Softbank с его фондом на $100 млрд. Это привело к более крупным сделкам и завышенным оценкам стартапов. В Fortune выяснили, что все 10 самых крупных венчурных сделок 2018 года на рынке США были заключены со стартапами, основатели которых — мужчины.
Характерна разница и в размере крупнейших сделок с той и другой стороны. В десятке крупнейших сделок с основателями-мужчинами, по данным Pitchbook и Fortune, производитель электронных сигарет JUUL с раундом на $12,8 млрд, автомобильная компания Faraday Future — $2 млрд, сервис по поиску такси Lyft — $1,7 млрд, Uber — 1,25 млрд, разработчик компьютерных игр Epic Games — $1,25 млрд, снова JUUL — $1,235 млрд, коворкинг WeWork — $1 млрд, VR-cтартап Magic Leap — $963 млн, доставка продуктов из магазина Istacart — $871 млн, строительная компания Katerra — $865 млн.
В топе сделок с основательницами цифры существенно ниже, самая крупная — уплатформы-маркетплейса для продукции независимых дизайнеров и художниковMinted — в несколько раз меньше, чем самая последняя в предыдущем списке, и составляет только $208 млн. Далее идут биотехнологическая компания Humacyte — $150 млн, и интернет-магазин предметов роскоши The RealReal — $115 млн, биотех-стартап Insitro — $100 млн, сервис по организации свадебZola — $100 млн, женский коворкинг The Wing — $75 млн, биотехнологический проект Humacyte — $75 млн, косметическая марка Pat McGrath Labs — $60 млн, медицинская компания Nohla Therapeutics — $56 млн, финансовый стартап Defi Solutions — $55 млн. По оценке Pitchbook и All Raise, в 2018 году 482 стартапа, основанных женщинами, привлекли $2,88 млрд финансирования — это, как и годом ранее, 2,2% от $130 млрд венчурного финансирования на рынке США. Доля женщин среди основателей стартапов составляет 9,2%, говорится в вышедшем в феврале исследовании RateMyInvestor