Эльбрус. Охота за видами
Впервые на вершинах Эльбруса человек оказался около 200 лет назад. Тогда восхождение на самую высокую гору Европы преследовало исключительно научные цели и давалось потом и кровью. Но именно благодаря этому нам в наследство достались точные данные о высотах обоих пиков, ландшафте склонов, а также несколько альпинистских маршрутов для восхождения
Начиная с ХХ века подъём на Эльбрус стал массовым. Чуть ли не круглогодично горные гиды водят наверх сотни начинающих альпинистов. Впрочем, двуглавый стратовулкан будоражит умы не только горных восходителей, но и обычных туристов. Вид исполина, покрытого вечными льдами, захватывает дух, а охота за этим видом — Эльбрус довольно капризный и без шапки облаков показывается редко — добавляет путешествию азарта.
Плато Большой Бермамыт
Есть места, в которые влюбляешься заочно, по сбивчивым рассказам и фотографиям, которые при случайной встрече после отпуска спешно перелистываются на смартфоне друга. Несколько завораживающих видов и вот уже какая-то неведомая сила тянет тебя туда. Пару лет назад и у нас появилось такое место притяжения, и оно как нельзя лучше соединилось с идеей путешествия вокруг Эльбруса.
С асфальта в небольшом селе Учкекен (Карачаево-Черкесия) наш Hilux съезжал уже в сумерках. Начитавшись леденящих душу отчётов о тяжёлой дороге, мы даже подумывали заночевать на полпути, чтобы перенести весь офф-роуд на новый день. Но под колёсами бежала хорошая гравийка, и незаметно для себя мы преодолели почти треть маршрута. Правда после двух менгиров, стоящих среди голого поля, нам пришлось сменить насыпную дорогу на грунтовку вдоль ЛЭП. Тут, наверное, многие джиперы, не раз ездившие вдоль ЛЭП вне асфальта, вздохнут с сочувствием, а может, и с завистью, предвидя вероятные приключения. И, судя по многочисленным накатанным глиняным колеям, в непогоду здесь действительно можно провести не один час, а то и день. Посуху же ни глина, ни острые камни, ни скальные полки не задержат путешественника. После очередного затяжного подъёма мы забрались на плато Большой Бермамыт и сделали это очень вовремя — небо вспыхнуло закатом, завораживающе подсветив раскинувшиеся на горизонте горы. Особенно выделялся среди этого сказочного пейзажа величественный силуэт Эльбруса.
Мой опыт фотографа подсказывает, что в горах, если, конечно, у вас нет возможности караулить погоду неделю напролёт, надо ловить каждый шанс. Ведь горы непредсказуемы. Так, например, наша попытка встретить рассвет с видом на Эльбрус окончилась полным провалом — горизонт всегда был затянут дымкой.
В итоге и фото не вышло, и выспаться не получилось. Последние несколько лет Большой Бермамыт становится всё более популярным, и желающих полюбоваться впечатляющим зрелищем высочайшей вершины Европы в лучах восходящего солнца местные гиды привозят сюда толпами. Вот и в этот раз туристов собралось немало, и все они в ожидании хорошей погоды с любопытством бродили мимо нашего дома на колёсах, беспечно припаркованного на «первой линии». Но скрытый дымкой горизонт не помешал нашему знакомству с плато. Самый популярный маршрут проходит от обзорной площадки, которая возвышается прямо над бездной, мимо триангуляционного знака и дальше вдоль обрывающихся на сотню метров вниз скал. Местами по пути встречаются скальные останцы самых замысловатых форм. Неудивительно, что они имеют свои собственные имена и со временем становятся узнаваемыми туристическими символами. Таковыми уже считаются скалы с говорящими названиями «Амфитеатр» и «Два брата». Причём, помимо интересной формы и красивого панорамного вида на его фоне, «Амфитеатр» — это ещё и экстремальный аттракцион для людей с крепкими нервами. По центру ложи от скалы на десяток метров в сторону обрыва уходит узенький скальный отрог. От прогулки по нему по-настоящему захватывает дух, а сердце убегает в пятки! Сворачивать лагерь пришлось уже под проливным дождём: буквально за считаные минуты дымка на горизонте превратилась в грозовую тучу, а на смену лёгкому ветерку пришёл настоящий шторм.
Урочище Джилы-су
Разбушевавшаяся стихия буквально вынесла нас с плато, но мы не собирались сдаваться и сопоставив направление с актуальным прогнозом погоды, отправились в поселение Кичи-Балык, где нас ждал новый серпантин и свеженький асфальт. «Уже по дороге открываются завораживающие виды Эльбруса…» — зачитывала я вслух заметки, которые делались ещё при планировании маршрута. Грозовые тучи шли за нами по пятам, хотя надежда на милость природы и вечер без дождя и штормового ветра всё же оставалась. Когда после 60 километров серпантина мы упёрлись в шлагбаум, это не вызвало удивления — очевидно, что хорошо асфальтированная дорога в горах была проложена не просто так. В её финишной точке расположены минеральные источники Джилы-су, туристический поток к которым стараются освоить местные бизнесмены. Урочище и местная здравница широко известны, здесь пьют воду подземных источников и принимают ванны, но, признаться, как процедура, так и сама вода — на любителя. Впрочем, нас на Джилы-су привели совсем другие цели. Во-первых, отсюда открывается потрясающий вид на Эльбрус с северной стороны. До его склона считаные километры, а с поляны Эммануэля, расположенной чуть в стороне от источников, альпинисты начинают восхождения на гору. Во-вторых, верховье реки Малки богато живописными водопадами. Но мы совершили большую ошибку, решив встать на ночёвку в самом Джилы-су. Расположиться в привычном для диких путешественников уединении здесь решительно невозможно. Ущелье не богато ровными площадками, поэтому многочисленные туристические палатки стоят здесь вдоль всей дороги и зачастую прямо на обочинах. А единственный пологий участок земли (кемпинг, в который заманивают доверчивых туристов) оказался плотно заставлен жилыми прицепами, которые, судя по скарбу вокруг, принадлежат местным. Здесь нас и застала ночь. Побег в соседний альплагерь пришлось отменить — после насыщенного дня сын был настроен только на сон. Каким-то чудом нам удалось пристроиться на окраине кемпинга (кстати, без какой-либо соответствующей названию инфраструктуры). Единственным элементом уюта в этом перенаселённом мирке был сильный шум воды, доносившийся откуда-то из темноты. К счастью, он хоть немного заглушал назойливые звуки соседской музыки.