«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»
Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

Знаниями о возникновении, распространении болезней и методах борьбы с ними мы во многом обязаны явлениям, обесценивающим человеческую жизнь: работорговле и военным конфликтам. В книге «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» (издательство «Бомбора»), переведенной на русский язык Екатериной Зудовой, историк Джим Даунс рассказывает, как колониализм повлиял на становление эпидемиологии и развитие ее основополагающих методов, таких как сбор данных и инфекционный контроль. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным тому, что увидела в госпиталях Крымской войны сестра милосердия Флоренс Найтингейл и как ее исследования помогли их усовершенствовать.
Флоренс Найтингейл. Непризнанный эпидемиолог крымской войны и индийских территорий
<...>
Как Гэвин Милрой и другие медики, работавшие за границей, по возвращении в Англию Найтингейл опубликовала доклады, в которых она изложила результаты своих исследований. В своем труде, лаконично названном «Заметки о госпиталях», она описала ситуацию, царившую как в военных, так и гражданских лечебных учреждениях Англии и Европы. В частности, Флоренс упомянула, что, прибыв в госпиталь в Скутари, она обнаружила, помимо грязных стен и потолков, «крыс, всевозможных вредителей, а также скопления грязи и зловонного воздуха под деревянными лавками, на которых лежали больные, и все это только усугубляло опасные условия содержания» [20]. Истории о крысах в больницах не были редкостью: грызуны стали уже настоящим клише в грязных госпиталях. На другом краю Атлантического океана, в Соединенных Штатах, популярный журнал «Харперс Уикли» опубликовал иллюстрацию, где крысы карабкались по спящему пациенту психиатрической лечебницы. В середине девятнадцатого века, до того, как в крысах опознали переносчиков чумы, работники больниц считали их досадным неудобством. И почти ничего не предпринимали, чтобы от них избавиться. Найтингейл, подобно другим реформаторам, акцентировала внимание на крысах, чтобы продемонстрировать, насколько грязно было в госпитале, где она работала [21].
[20] На протяжении девятнадцатого века некоторые монашеские ордены специализировались на сестринском деле: подробнее о медсестрах во времена Крымской войны можно узнать из следующих работ: Maria Luddy, ed., The Crimean Journals of the Sisters of Mercy, 1854–56 (Dublin: Four Courts Press, 2004); Mary Raphael Paradis, Edith Mary Hart, and Mary Judith O’Brien, «The Sisters of Mercy in the Crimean War: Lessons for Catholic Health Care,» Linacre Quarterly, 84, no. 1 (2017): 29–43. Каори Нагаи утверждает, что Найтингейл уничтожила историю ирландских монахинь, которые применяли опыт, полученный во время великого голода в Ирландии, к своей работе в период Крымской войны. По словам Нагаи, эти женщины угрожали статусу Найтингейл как единственной авторитетной фигуры среди женщин.
[21] Познакомиться с историей профилактической медицины можно в работе Daniel M. Becker, «History of Preventive Medicine,» in Prevention in Clinical Practice, ed. Daniel M. Becker and Laurence B. Gardner (Boston: Springer, 1988), 13–21.
В популярном нарративе деятельность Найтингейл предстает по большей части в виде ее работы сестрой милосердия, когда она возглавила первый в мире женский военный корпус и лечила раненых солдат. Однако ее заслуги этим не исчерпываются.
Тот факт, что она была леди, которая помогала врачам облегчить страдания пациентов, вписывается в более значимую историю о том, как ее неустанная работа помогла военным действиям. И все-таки это только часть ее заслуг. Самоотверженность Найтингейл, желание помочь раненым солдатам и отважные вылазки на линию фронта часто затмевают ее деятельность на благо общественного здравоохранения и эпидемиологии.
По сравнению с ее работой в качестве сестры милосердия, которая стала предметом бесчисленных биографий и статей, деятельность Найтингейл в роли специалиста по общественному здравоохранению или в роли эпидемиолога осталась совсем в тени. Всего несколько ученых отметили ее труды в области статистики. Я же хочу развить эту тему и доказать, что Найтингейл была эпидемиологом. И поможет мне в этом ее деятельность в областях теории распространения и предотвращения болезней, разработки санитарных мер и развития гражданского строительства (а в особенности планов больниц) [22].
[22] Чтобы узнать больше о том, как мнение Найтингейл об Индии эволюционировало от империалистических взглядов до отстаивания позиции, что жители Индии должны получить больше власти, см. Jharna Gourlay, Florence Nightingale and the Health of the Raj (Aldershot, UK: Ashgate, 2003) Чтобы узнать больше о пренебрежительном отношении британцев к индийской медицине и их неуважению к индийским практикам целительства и лечения болезней, см. David Arnold, Colonizing the Body: State Medicine and Epidemic Disease in Nineteenth-Century India (Berkeley: University of California Press, 1993) Чтобы узнать больше об индийской медицине, см. Projit Bihari Mukharji, Nationalizing the Body: The Medical Market, Print, and Daktari Medicine (London: Anthem Press, 2009).