На каких направлениях сосредоточился ВЦИОМ и что станет с опросами населения

ВедомостиРепортаж

Валерий Федоров: Запрос на качественный анализ растет, но не удовлетворяется

Анна Киселева
вт. 27.05.2025

Фото: пресс-служба ВЦИОМА

С начала 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которому в перестройку было впервые поручено заняться проведением массовых опросов советских граждан, начал менять направление работы. Это отразилось и на названии компании, которая теперь трансформировалась в Аналитический центр ВЦИОМ, и на ее функционале. По словам ее нынешнего генерального директора Валерия Федорова, клиентам – будь то государство или бизнес – уже недостаточно просто результатов социологии. В стране сформировался спрос на глубокий анализ и консалтинг. На каких направлениях теперь сосредоточился ВЦИОМ, что станет с привычными опросами населения и как изменился ландшафт российского исследовательского рынка, Федоров рассказал в интервью «Ведомостям».

– На Грушинской социологической конференции ВЦИОМ был представлен как Аналитический центр ВЦИОМ. Что означает новое позиционирование?

– Наш первый директор академик Татьяна Заславская говорила в свое время: «ВЦИОМ представляет собою одновременно и информационное, и научно-исследовательское учреждение. Собрать информацию об общественном мнении по тому или иному вопросу – всего только полдела». Другая половина – глубокая аналитика. А за аналитикой следуют прогностика и рекомендации. Наша база – опросная служба. Надстройка – аналитические, консалтинговые, коммуникационные функции. Пришло время привести название организации в соответствие с ее реальным функционалом. А он давно уже вышел за пределы сугубо опросной службы. Не говоря уже о том, что помимо классических опросов мы активно работаем с экспертным сообществом, проводим стратегические сессии, выпускаем доклады.

– А как вообще обстоят дела с аналитикой в России и в мире?

– И хорошо, и плохо. С одной стороны, аналитики, в том числе открытой, стало сильно больше. С другой – запрос на качественный анализ постоянно растет, но не удовлетворяется. Я думаю, что дело не в том, что все вдруг поглупели. И даже не в том, что мир стал совершенно непредсказуем. Дело скорее в темпе жизни. Темп сильно ускорился, и мало кто сейчас успевает делать что-то серьезное – я имею в виду серьезную аналитику. Темп жизни таков, что лица, принимающие решения, просто не могут себе позволить потратить на погружение в аналитику много времени.

Вроде бы экспертов развелось сейчас просто пруд пруди. Но если внимательно вникнуть в то, что они говорят, то понимаешь, что это в основном псевдоэкспертиза, рассчитанная на кликбейт. Качество экспертизы снизилось, поскольку изменилась медиасреда и все под нее подстраиваются, в том числе и эксперты.

Но параллельно резко выросла цена ошибок. Посмотрите, к примеру, на тарифные войны [президента США Дональда] Трампа – все они больно бьют по авторитету США и администрации Трампа. Так что аналитика и экспертиза сегодня – это узкое место даже в самых развитых и продвинутых странах мира. Россия не исключение. Спрос растет, а качественное предложение стагнирует.

– То есть вы остаетесь ВЦИОМом и внутри вашей структуры появился аналитический центр?

– Мы теперь просто Аналитический центр ВЦИОМ. В таком центре есть исследователи – это наша база, фундамент, опора. Есть и высоколобые аналитики, которые анализируют данные, полученные совсем разными, не только опросными методами. Есть и консультанты, которые говорят, что делать со всей этой аналитикой, какие решения на ее основе принимать. И, конечно, есть коммуникаторы – они рекомендуют, как то или иное решение лучше коммуникационно обвязать, аранжировать, чтобы оно было принято обществом.

– Целевая аудитория ваших аналитических и консалтинговых услуг – это государство или бизнес? Какая пропорция между ними?

– Разумеется, сейчас наиболее платежеспособный агент – государство, но мы не ограничиваемся рамками госструктур. Есть же еще и большое количество некоммерческих организаций, которые тоже работают в государственной повестке, финансируются за счет государственных средств.

Сегодня мы стали больше смотреть в сторону бизнеса, прежде всего крупного и среднего. А он в сторону нас. Нам интересны компании, которые понимают свою миссию, обладают стратегическим видением и стремятся приблизить свои приоритеты к приоритетам общества. Масштаб и собственники бизнеса в данном случае вторичны, главное – чтобы он осознавал потребность в аналитической базе для своих стратегий. Часто такая потребность – следствие горького опыта неверных решений, повлекших за собой тяжелые последствия – как репутационные, так и непосредственно финансовые.

«Сначала чуть не утонули, но удержались, выплыли»

– Например, правительство может обратиться в свой аналитический центр, может пойти в Российскую академию наук, но, скорее всего, это будет дольше по срокам. В чем ваше уникальное торговое предложение?

– В советское время создавались мощные аналитические институты, которые хорошо финансировались. Там работали умные люди, к их оценкам прислушивались даже на самом верху. Сегодня названия институтов те же самые, и сидят они в тех же самых зданиях, а вот качество экспертизы... Есть удачные примеры перезапуска таких структур, но их немного. С лучшими из них мы с удовольствием сотрудничаем, например с Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, Центральным экономико-математическим институтом, Институтом психологии РАН и др.

Что касается новых центров, то главная их проблема – дефицит институционального финансирования. Лучшие аналитические центры на Западе стали такими, потому что у них были доноры, которые были готовы их содержать и выдавать деньги на их исследовательские программы в течение длительного времени, не требуя мгновенной отдачи. У нас такие доноры практически отсутствуют. Даже там, где они есть, к сожалению, взаимодействие между донорами и аналитическими центрами выстроено так, что ничего хорошего из этого не получается. То есть на-гора выдаются какие-то совершенно неадекватные продукты, которыми никто не пользуется. И через какое-то время эти центры просто снимают с финансирования.

Поэтому, конечно, мозговые тресты еще нужнее, и мы хотим быть таким мозговым трестом. И для этого у нас много чего есть. Прежде всего это пирамида компетенций – от сбора данных и эмпирической проверки гипотез до глубокой аналитики, экспертизы и коммуникаций, которая обеспечивает полный комплекс экспертно-аналитического и коммуникационного сопровождения проекта любого уровня сложности и ответственности. Плюс скорость, качество и оригинальность методических решений. Кроме того, ВЦИОМ уже много лет является центром сосредоточения внешней экспертизы, на наших дискуссионных и публикационных площадках собираются лучшие российские специалисты, теоретики и практики из самых разных сфер и областей – политологи, психологи, культурологи, философы, экономисты, физики, медики и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как нам реорганизовать капитализм? Как нам реорганизовать капитализм?

В мире ширится оппозиция традиционным рыночным отношениям

Ведомости
Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам

Почему мы так часто недооцениваем предстоящую работу?

Forbes
Лариса Гузеева Лариса Гузеева

Лариса Гузеева о триумфальном возвращении в кино и тестировании партнеров

Собака.ru
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Наша история Наша история

Рубрика «Моя история» заменяется на «Нашу историю» — будем писать её вместе

Дилетант
Им наверху виднее Им наверху виднее

10 причин установить на свой автомобиль спутниковый охранный комплекс

Автопилот
У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов

Впервые были описаны фрагменты черепов архаичных людей, поднятые у острова Ява

N+1
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
На ремонте На ремонте

Почему обустройство квартиры все реже доверяют профессионалам

Деньги
Боярские Боярские

Михаил Боярский стал лицом семьи, но все равно уверен — лучшие были до него

Караван историй
Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать» Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать»

Расшифровываем язык гаги — танцевальной практики родом из Израиля

Afternoon Seasons of life
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Перепрошивка памяти: новая модель памяти, которая работает как мозг Перепрошивка памяти: новая модель памяти, которая работает как мозг

Ученые создали модель памяти, устойчивую к шуму и забыванию

ТехИнсайдер
Килограммы неблагополучия Килограммы неблагополучия

Сахар и стресс — основные причины роста числа людей с лишним весом

Эксперт
Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует

Можно ли вылечить аллергию на кошек? Теперь — да

ТехИнсайдер
Самое полезное время Самое полезное время

Утренние привычки, которые ускоряют уход веса

Лиза
«Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?» «Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?»

Борис Николаев о военных кампаниях на Северном Кавказе, службе в спецназе и вере

Монокль
Как научить учиться Как научить учиться

Плохие оценки в школе: ищем ошибки в методе обучения, а не в ребенке

Здоровье
Видел, пробовал Видел, пробовал

Фудблогер Макс Брандт — о гастропримечательностях в городах России

Новый очаг
Замечательный сосед Замечательный сосед

5 вещей, которые надо успеть сделать в Минске за выходные

Лиза
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да» Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да»

Почему мы все еще не пересели на электромобили?

Inc.
Молодежь рвется наверх Молодежь рвется наверх

Молодежь выбирает стабильную карьеру вместо быстрых, но временных заработков

Ведомости
Красота у аппарата Красота у аппарата

Что стало драйвером развития рынка косметологических услуг

Ведомости
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать

Наши родители стареют, а мы заступаем на их место — так уж устроено

Afternoon Seasons of life
LG Electronics: Поэтическое путешествие LG Electronics: Поэтическое путешествие

Президент компании LG в России и СНГ — о жизни в стихах

РБК
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Общая проблема: как мужчины работают в организациях, которые помогают жертвам насилия Общая проблема: как мужчины работают в организациях, которые помогают жертвам насилия

Почему помогающим организациям важно работать с мужской аудиторией

Forbes
Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину

Как эффективно заключить сделку по автомобилю

РБК
Открыть в приложении