«Миллионные расходы»: как законопроект о такси изменит жизнь водителей и агрегаторов
Новая версия законопроекта, регулирующая работу такси, предполагает, что агрегаторы будут давать доступ к базам данных заказов ФСБ, а самозанятые смогут устраиваться на работу водителями. Почему законопроект критикуют агрегаторы и смогут ли водители исполнить новые требования?
В среду, 11 мая, правительство внесло в Госдуму законопроект «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».
Два самых резонансных нововведения законопроекта — это необходимость для агрегаторов предоставлять доступ к базам данных ФСБ и разрешение самозанятым работать таксистами.
Данные для ФСБ
Согласно документу, агрегаторы такси должны предоставить ФСБ «автоматизированный удаленный доступ» к своим данным и информационным системам, которые используются для получения, хранения, обработки и передачи заказов. О каких именно данных идет речь, в документе не говорится. При этом в заключении Минюста к законопроекту указано, что эта норма «представляется трудно реализуемой», писал «Интерфакс».
Требование предоставлять ФСБ доступ к базам данных есть и в законе об организаторах распространения информации (ОРИ) — сайты из реестра ОРИ обязаны предоставлять данные в том числе силовым ведомствам. Среди них «Яндекс» и его сервисы, «2ГИС», Avito, сервисы «Сбера» и другие ресурсы. «Не все агрегаторы такси сейчас входят в реестр ОРИ, поэтому для них создали отдельное регулирование. Какую именно информацию нужно будет передавать в ФСБ — пока непонятно, но вряд ли власти придумают что-то, чего нет в законе об ОРИ», — считает источник, близкий к одному из агрегаторов.
Сейчас правоохранительные органы должны направлять запрос агрегатору такси и ждать ответа иногда по несколько недель: такая потеря времени может быть критичной, если речь идет о национальной безопасности, объясняет появление новой нормы в законопроекте председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова.
Сейчас агрегаторы такси предоставляют данные о поездках в дорожную инспекцию, но предоставлять необходимую информацию органам государственной власти они были обязаны и раньше, как любой бизнес в России, говорит гендиректор «Таксовичкоф» (владеет «Ситимобил») Максим Федоров.
Личная ответственность
Новый законопроект дает право работать в такси самозанятым: по действующим правилам, сейчас оказывать услуги перевозок могут только юрлица или индивидуальные предприниматели. Самозанятые смогут заключить договор напрямую с агрегатором такси. В пояснительной записке авторы законопроекта обосновывают актуальность этих мер тем, что одним из факторов развития рынка является рост количества машин и водителей за счет их привлечения «для подработки».
Однако отношения физлица и агрегатора никак не регулируются агрегатором, говорит председатель координационного совета межрегионального профсоюза «Таксист», член общественного совета при Минтрансе Андрей Попков. По его словам, агрегатор может в одностороннем порядке отключить самозанятого. «Если человек останется без работы в один момент, то непонятно, куда ему жаловаться. Он может написать в службу поддержки агрегатора, но там ему могут попросту не отвечать», — сетует Попков. По его словам, самозанятый не сможет пожаловаться в трудовую инспекцию. Кроме того, работа самозанятых в такси противоречит законодательству, так как они не могут работать в сфере лицензионного бизнеса, добавил Попков.