Меркель как подруга и начальница. Отрывок из книги о первой женщине-канцлере
В издательстве АСТ вышла книга «Ангела Меркель. Женщина-канцлер. Портрет эпохи». О немецком политике рассказывает журналистка Урсула Вайденфельд. «Сноб» публикует отрывки из глав «Подруга» и «Начальница»
Подруга
Закон о правах женщин, сопротивление его принятию и снисходительное отношение к заявленной проблеме ведущих лиц в ХДС (Христианско-демократический союз Германии. — Прим. ред.) привлекли внимание кельнской журналистки и феминистки Алисы Шварцер. Шварцер издает газету Emma и поначалу невысоко оценивает Меркель. Однако, когда та навлекает на себя дурную славу эмансипированной дамы достаточно левого настроя, Шварцер меняет свое мнение. Они встретились в кафе в Кельне, Шварцер была приятно удивлена умом, проницательностью и чувством юмора христианско-демократического политика. Несмотря на различные политические взгляды, между дамами возникает нечто вроде дружбы. Позже Меркель — наряду с медиамиллиардершами Фридой Шпрингер и Лиз Мон, а также дизайнером Джил Сандер — входит в круг доверенных лиц и приглашается на женские встречи, которые собирают Алиса Шварцер и телеведущая Сабина Кристиансен на вилле Кристиансен в берлинском Грюневальде.
За пастой и салатами они не только радовались растущему влиянию женщин в политике, медиа и обществе. Для Меркель, находившейся в то время еще в оппозиции, это был отличный источник поддержки от влиятельных союзниц. Здесь ее принимают, она спрашивает и прислушивается к советам женщин, в том числе относительно гардероба, прически и внешнего вида. «Здесь царит солидарность и складываются прочные связи», — радуется она. Ничего для этого не предпринимая, она становится ретранслятором идей нового поколения женщин-политиков, журналисток, предпринимательниц. В итоге многие внутри ХДС и за пределами партии гордились тем, что принимали участие в формировании карьеры Меркель.
Потому что параллельно со взлетом Меркель в 2000-х годах появляется и множится новая женская элита в экономике и обществе. Пока что женщины в меньшинстве и поэтому вынуждены держаться друг за друга. При поддержке Лиз Мон и Фриды Шпрингер две подруги все увереннее учатся пользоваться своей властью, опираясь на «Бертельсман» и медиаконцерн Шпрингера. Обе вдовы основателей этих медиапредприятий десятилетиями повергались насмешкам со стороны собственных менеджеров и обесцениванию в вопросах руководства. На рубеже тысячелетий им наконец удалось настоять на своем, и теперь предприятия работали в соответствии с их предписаниями. Лиз Мон направляет работу фонда Бертельсмана, которым она руководит, на поддержку политических реформ. Ангеле Меркель, как оппозиционному политику, а позднее канцлеру, это на руку.
Сабина Кристиансен, Майбрит Ильнер, Сандра Майшбергер и позднее Анна Вилль с удовольствием приглашают Меркель на важнейшие телешоу Германии. И не только по личным причинам. На общественно-правовых радиостанциях рубежа тысячелетий также воцаряется дух перемен. Поначалу лишь отдельные женщины пробиваются в руководство издательств и радиостанций. Но постепенно они начинают играть все более важную роль перед камерой. Женщины становятся более заметными. А Ангела Меркель заметнее всех.
Близость с Алисой Шварцер полезна Меркель и еще с одной точки зрения: ее собственная политическая база явно становится шире, чем основное ядро ХДС. Обрастание неожиданными сторонниками вроде кельнской феминистки увеличивает резонанс звучания политика такого уровня. Это не авторский рецепт позднего канцлера. Герхард Шредер поступает подобным образом, принимая в ряды своего теневого кабинета, например, предпринимателя Йоста Штольмана.