Что такое компрессия в двигателе и по каким причинам ее может не быть
Компрессия — один из краеугольных показателей «здоровья» любого мотора. Какой она должна быть, на что влияет и как ее измерить
Компрессия в двигателе — что это
Компрессия двигателя внутреннего сгорания — это показатель, определяющий максимальное давление топливовоздушной смеси в цилиндре в конце такта сжатия. Крайне важно понимать разницу между компрессией и степенью сжатия — их очень часто путают. В отличие от степени сжатия, которая является величиной, строго заданной механическими параметрами (отношение общего объема цилиндра к объему в конце такта сжатия), компрессия зависит от множества факторов и может меняться.
Еще один миф, связанный с компрессией — мнение, что она линейно зависит от степени сжатия и рассчитывается точно так же, простым арифметическим соотношением. Это не так. Компрессия даже на исправном двигателе является плавающим (в допустимых пределах) параметром. Например, показания компрессометра на холодном и прогретом двигателе всегда будут отличаться. Не говоря уж о том, что в процессе естественного износа ДВС компрессия также будет меняться. Причем, нередко в сторону увеличения, что тоже не сулит никаких выгод, как и падение.
Компрессия и степень сжатия — в чем отличия?
Путаница возникает потому, что и степень сжатия и компрессия задаются движением поршня в цилиндре. Но для образного понимания различий можно запомнить так. Степень сжатия «железно» заложена с завода и определяет, как сильно смесь может быть сжата поршнем к концу такта сжатия. А компрессия показывает, насколько герметичен объем цилиндра, где происходит это сжатие.
Идеальной герметичности цилиндра добиться невозможно (да и задачи такой нет), поэтому компрессия всегда замеряется в динамике — на протяжении нескольких оборотов коленвала. Практическое определение, до какого значения и насколько быстро поршень сможет накачать воздух в цилиндре — по сути, и есть замер компрессии.
Норма компрессии в цилиндрах двигателя
Компрессия является ключевым показателем общего состояния двигателя. Именно этот параметр в первую очередь оценивают при общей диагностике мотора «вслепую» (например, при покупке машины с пробегом), наряду с давлением масла.
Единого эталонного показателя компрессии для поршневых моторов не существует. Данный параметр всегда индивидуален для каждой конкретной модели. Причем, так как компрессия, повторимся, параметр не жестко задаваемый механикой, даже в официальных руководствах по ремонту он часто указывается пределами допуска. Например: «от 9 до 10,5 кгс/см²». Иногда норма еще более расплывчата, например: «не ниже 10 кгс/см² и с разбросом не более 2 кгс/см² по цилиндрам». При этом нужно иметь в виду, что среднестатистическая норма компрессии для бензиновых и дизельных двигателей значительно различается.
Какая компрессия должна быть в бензиновом двигателе
Нормой компрессии в бензиновом двигателе считается значение от 10 до 12 кгс/см².
Какая компрессия должна быть в дизельном двигателе
Как и степень сжатия, для дизелей средний показатель «здоровой» компрессии будет значительно выше: 20-30 кгс/см².