На память о встрече
Аварии из эпохи СССР, запечатленные на фото
Такие фотографии с разбитыми автомобилями раньше можно было встретить в любом отделении ГАИ – они висели на стендах, посвященных безопасности дорожного движения, чтобы наглядно показывать, что бывает, когда не соблюдаешь правила. Обычно эти стенды привлекали посетителей, коротающих время в бесконечных очередях или слоняющихся из кабинета в кабинет.
Согласитесь, всегда любопытно рассматривать фотографии с места дорожно-транспортных происшествий – гадать, как это произошло, кто виноват, все ли живы, насколько сильны повреждения и можно ли восстановить машину. Еще более показательную агитацию проводили на самих дорогах у постов ГАИ – там ставили настоящие разбитые автомобили, причем чем сильнее они были изуродованы, тем лучше. Видимо, считалось, что после подобного «приятного» зрелища давить на газ желания уже не будет. Насколько это все было эффективно, сказать трудно, поскольку аварии как случались, так и случаются. Но интересно, куда потом девались эти фотографии со стендов, которые время от времени обновляли? Оказалось, что отдельные снимки появились на антикварном рынке, и теперь их можно найти на интернет-аукционах и блошиных рынках. И более того – попадаются сюжеты, снятые случайными прохожими или даже фотографами, ведь дорожно-транспортное происшествие требует документирования.
Оказалось, что это чуть ли не отдельный жанр фотографии, поскольку в продаже встречаются снимки даже тридцатых годов. На пленку были запечатлены и сцены самих аварий, и разбитые автомобили, и сами участники. На некоторых есть следы клея на обратной стороне – значит, висели на тех самых стендах. Но мы собрали не только такие, а вообще самые разнообразные фотографии на эту тему – из того, что случайно сохранилось до наших дней и удалось приобрести.
Номерной знак пятитонного грузовика Я-5 говорит о том, что событие на снимке произошло между 1934 и 1937 годами, когда под цифрами писали название региона. В данном случае это Удмуртия. Ситуация банальная – грузовик улетел в кювет, ударился передней частью о землю, кабину от удара сорвало и сдвинуло вперед. На заднем плане всю эту картину с любопытством разглядывает водовоз с бочкой на телеге – частый персонаж тех времен.
«Полуторка» ГАЗ-АА на приличной скорости влетела в какой-то гусеничный прицеп, очевидно, сельскохозяйственного назначения. В результате разбиты радиатор, крылья, капот, а передний мост сместился назад. Возможно, что еще и погнута рама. Дата и место действия неизвестны, но по номерному знаку на борту кузова можно предположить временной диапазон между 1934 и 1937 годами.