Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

АвтоМирАвто

Правила для скутеров

Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

Текст Алексей Лучников

С проблемой «микромобильности» столкнулись и другие страны, в некоторых из них такой вид транспорта просто запретили

Продолжая начатую в прошлом номере тему двухколесного транспорта, не получится игнорировать и появление на дорогах всевозможных электрогаджетов, служащих для индивидуального передвижения. В первую очередь это электросамокаты, электробайки, моноколеса, гироскутеры и прочие достижения китайской промышленности. И если раньше они были исключительно средством проведения досуга, распространяясь по паркам и дворовым территориям, то теперь выплескиваются на улицы городов. Способствуют этому и власти, развивая прокат.

В чем опасность?

Только за прошлый год с участием такого транспорта произошло 40 дорожно-транспортных происшествий. Обошлось, к счастью, без смертельных случаев, но травмы были зафиксированы у 39 участников движения, главным образом, пользователей. Это не удивляет, ведь при наличии возможности развить приличную скорость устойчивость на одном-двух колесах невелика, а средства защиты практически не используются. К слову, у подобных происшествий высока латентность, так как основная масса инцидентов либо не регистрируется вообще, либо проходит у медиков как несчастный случай. Причина в том, что часто они происходят вне дорог общего пользования – все в тех же парках, дворах, на тротуарах, а значит, не попадают в официальную статистику, по которой отчитывается ГИБДД. Подливают масла в огонь и местные кулибины, путем перепрошивки блока управления разгоняющие колесные гаджеты до вполне себе автомобильных скоростей. Подтверждение в виде роликов с самокатами, мчащимися по многополосным магистралям со скоростью за 50 км/ч, нетрудно найти на популярных видеохостингах. Что можно со всем этим сделать?

Реальное количество ДТП с участием электротранспорта превышает официальную статистику в разы

А как же ПДД?

На первый взгляд, напрашиваются поправки в Правила дорожного движения, которые позволили бы четко прописать, как использовать подобные средства передвижения в процессе дорожного движения. Многие, кстати, не догадываются, что частично эти вопросы уже урегулированы. Ведь два или три колеса и мощность электромотора более 250 Вт автоматически приравнивают «игрушку» к мопедам со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно запретом двигаться по пешеходной инфраструктуре, необходимостью иметь водительское удостоверение, как минимум, категории «М», а также риском лишиться его (не только «М», но и любого другого, если его наличие будет установлено) за грубые нарушения ПДД, включая, например, управление в состоянии опьянения. Да-да, за езду на электросамокате после бутылочки пива запросто можно на 1,5 – 2 года перейти в статус пользователя общественного транспорта или того же самоката, но приводимого в движение по старинке – толчковой ногой наездника! Незадачливого ездока еще и оштрафуют на отнюдь не символические 30 тысяч рублей.

Но что делать с моноколесами, гироскутерами, сегвеями и прочими средствами, которые в ПДД как самостоятельный вид транспорта никак не обозначены? ГИБДД пока приравнивает их к пешеходам, то есть де-юре их правовой статус все же определен, а порядок движения установлен в ПДД. Соответственно и спрос за нарушения с них как с безлошадных. Увы, но ограничиться этим не получится, ведь для пешехода, передвигающегося со скоростью 20-30 км/ч, все же нужны какие-то рамки. На тротуаре он может травмировать других, выезжая на проезжую часть, – стать полной неожиданностью для водителей. Установить правила не так просто ввиду отсутствия вразумительной классификации колесных гаджетов. Даже если ее удастся сформулировать (допустим, разделив электротранспорт по конструктивным особенностям, включая количество и расположение колес или наличие устройства самобалансирования, тягово-скоростным характеристикам), следом возникает проблема контроля. Ведь в отличие от автомобиля или мотоцикла, подобные средства не сертифицируются, документы на них не выдаются, в госорганах они не регистрируются, а значит, узнать, какими именно характеристиками обладает тот или иной транспорт, практически невозможно. Но даже если такую возможность удастся реализовать, например, путем законодательного регулирования их обращения на территории нашей страны (введение правил ввоза, продажи, проката), совершенно не ясно, как осуществлять контроль за внесением в их конструкцию изменений. Как бы там ни было, в ближайшие год-два поправки в Правила дорожного движения, касающиеся пользователей персонального электротранспорта, появятся. Но вот решит ли это проблему, покажет время.

Власти намерены внести поправки в ПДД для «водителей» гироскутеров и электросамокатов

Без обязательств

В мире проблема так называемой «микромобильности» известна уже не первый год. Столкнувшись с аварийностью с участием этой категории участников движения, в условиях отсутствия единых международных правил власти пошли разными путями: от игнорирования этой категории участников дорожного движения до полного запрета на использование сегвеев, электросамокатов и прочего на улицах городов. Например, в Великобритании им запретили передвигаться на общественных пространствах. В Дании (?) сегвеи приравняли к велосипедам, разрешив пользоваться соответствующей инфраструктурой. В Германии на дорогах официально разрешено использовать лишь крупные сегвеи, причем для этого они должны быть зарегистрированы, а пользователь – иметь права. Более последовательно действует Франция, где с осени 2019 года движение электротранспорта регламентируется достаточно четко: от ограничений скорости 25 км/ч до пользования защитными шлемами. Когда очередь дойдет и до нашей страны, по всей видимости, «изобретать велосипед» не потребуется, а надо будет воспользоваться уже имеющимся зарубежным опытом.

Регистрировать электротранспорт пока что не требуется. Но скоро это может измениться

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; jivchik83/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018» Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Playboy
Одна вокруг света. Серия, в которой мы узнаем, как выглядит африканская зима Одна вокруг света. Серия, в которой мы узнаем, как выглядит африканская зима

Путешествие москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты по Танзании

Forbes
Минный пол Минный пол

20 вещей, которых мы боимся в женщинах

Maxim
Сергей Доренко Сергей Доренко

Правила жизни журналиста Сергея Доренко

Esquire
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
11 открытий на пути от хобби до своего бизнеса 11 открытий на пути от хобби до своего бизнеса

Каждый из нас хотя бы раз задумывался о том, чтобы создать свое дело

Psychologies
Игра в догонялки Игра в догонялки

Новый кроссовер Haval почти догнал своих именитых конкурентов

АвтоМир
Девочка созрела Девочка созрела

Как помочь дочери принять свое новое тело и заметить, если что-то идет не так

Добрые советы
Упал, очнулся – небоскреб! Упал, очнулся – небоскреб!

В Азербайджане есть чем заняться автомобильному туристу

АвтоМир
Владислав Иноземцев: Национальные проекты: слова и дела Владислав Иноземцев: Национальные проекты: слова и дела

В России принято скептически оценивать любые масштабные инициативы в экономике

СНОБ
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
«Читателю нужно, чтобы Пелевин писал каждый день». Генеральный директор «ЛитРес» о рынке электронных книг «Читателю нужно, чтобы Пелевин писал каждый день». Генеральный директор «ЛитРес» о рынке электронных книг

Интервью с генеральным директором «ЛитРес» Сергеем Анурьевым

Forbes
Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА

В России и США разрабатываются новые модели стратегических бомбардировщиков

Популярная механика
Анастасия Волочкова: «Для меня не важны зарплата и доход мужчины» Анастасия Волочкова: «Для меня не важны зарплата и доход мужчины»

Анастасия Волочкова раскрыла секрет, у кого есть шансы добиться ее сердца

StarHit
Почему летом жарко, а зимой холодно? Почему летом жарко, а зимой холодно?

Почему наступают зима, весна, лето, осень?

Наука и жизнь
Партия Тимошенко обошла блок Порошенко на выборах в Раду Партия Тимошенко обошла блок Порошенко на выборах в Раду

Центризбирком Украины закончил подсчет голосов на выборах в Верховную Раду

Forbes
Каменные джунгли Каменные джунгли

Мальдивцы стараются спасти свои леса от глобального потепления, сажая кораллы

Вокруг света
Как Михаил Зыгарь зарабатывает на революции в медиа Как Михаил Зыгарь зарабатывает на революции в медиа

Один из самых талантливых журналистов в России стал успешным предпринимателем

Forbes
6 главных приемов антивозрастного макияжа — лайфхаки от визажиста 6 главных приемов антивозрастного макияжа — лайфхаки от визажиста

Возможности омолаживающего макияжа

Cosmopolitan
Операция «Акклиматизация» Операция «Акклиматизация»

Смена часовых поясов – серьезное испытание для организма

Лиза
Музыка нас связала. Audi S5 против Mercedes AMG E53 Музыка нас связала. Audi S5 против Mercedes AMG E53

Что решает в битве суперкаров?

РБК
Долой стереотипы: как свадебный бизнес подстраивается под новые тренды Долой стереотипы: как свадебный бизнес подстраивается под новые тренды

Современные женщины больше не мечтают о такой свадьбе, какая была у их родителей

Forbes
«Роснефть» против Минфина: почему нефтяники остались без налоговых льгот «Роснефть» против Минфина: почему нефтяники остались без налоговых льгот

Нефтяники не получат пока государственной поддержки в виде налоговых льгот

Forbes
Alfa Future People объявил лайн-ап и концепцию фестиваля Alfa Future People объявил лайн-ап и концепцию фестиваля

Что мы узнали о фестивале Alfa Future People 2019

Maxim
Рэп-фестиваль Дмитрия Киселева: что это, для кого и зачем Рэп-фестиваль Дмитрия Киселева: что это, для кого и зачем

В августе Коктебель наполнится рифмами и битами — грянет фестиваль Rap Koktebel

РБК
Их выбор: почему все еще одиноки Крид, Билан, Лобода и другие артисты Их выбор: почему все еще одиноки Крид, Билан, Лобода и другие артисты

Звезды из нашей подборки не торопятся заводить серьезные отношения

Cosmopolitan
Как приготовить бургер своими руками: пошаговая инструкция + 6 крутых лайфхаков Как приготовить бургер своими руками: пошаговая инструкция + 6 крутых лайфхаков

Тебя ждут простые рецепты бургеров своими руками

Playboy
В островном ты права В островном ты права

Путешествие мечты на самые красивые острова земли

Cosmopolitan
Твой конек Твой конек

Летом хочется активного отдыха. Вставай на ролики!

Лиза
Варим все, что из металла: как выбрать сварочный инвертор? Варим все, что из металла: как выбрать сварочный инвертор?

Планируете покупать инверторный сварочный апарат?

CHIP
Открыть в приложении