Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

АвтоМирАвто

Правила для скутеров

Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

Текст Алексей Лучников

С проблемой «микромобильности» столкнулись и другие страны, в некоторых из них такой вид транспорта просто запретили

Продолжая начатую в прошлом номере тему двухколесного транспорта, не получится игнорировать и появление на дорогах всевозможных электрогаджетов, служащих для индивидуального передвижения. В первую очередь это электросамокаты, электробайки, моноколеса, гироскутеры и прочие достижения китайской промышленности. И если раньше они были исключительно средством проведения досуга, распространяясь по паркам и дворовым территориям, то теперь выплескиваются на улицы городов. Способствуют этому и власти, развивая прокат.

В чем опасность?

Только за прошлый год с участием такого транспорта произошло 40 дорожно-транспортных происшествий. Обошлось, к счастью, без смертельных случаев, но травмы были зафиксированы у 39 участников движения, главным образом, пользователей. Это не удивляет, ведь при наличии возможности развить приличную скорость устойчивость на одном-двух колесах невелика, а средства защиты практически не используются. К слову, у подобных происшествий высока латентность, так как основная масса инцидентов либо не регистрируется вообще, либо проходит у медиков как несчастный случай. Причина в том, что часто они происходят вне дорог общего пользования – все в тех же парках, дворах, на тротуарах, а значит, не попадают в официальную статистику, по которой отчитывается ГИБДД. Подливают масла в огонь и местные кулибины, путем перепрошивки блока управления разгоняющие колесные гаджеты до вполне себе автомобильных скоростей. Подтверждение в виде роликов с самокатами, мчащимися по многополосным магистралям со скоростью за 50 км/ч, нетрудно найти на популярных видеохостингах. Что можно со всем этим сделать?

Реальное количество ДТП с участием электротранспорта превышает официальную статистику в разы

А как же ПДД?

На первый взгляд, напрашиваются поправки в Правила дорожного движения, которые позволили бы четко прописать, как использовать подобные средства передвижения в процессе дорожного движения. Многие, кстати, не догадываются, что частично эти вопросы уже урегулированы. Ведь два или три колеса и мощность электромотора более 250 Вт автоматически приравнивают «игрушку» к мопедам со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно запретом двигаться по пешеходной инфраструктуре, необходимостью иметь водительское удостоверение, как минимум, категории «М», а также риском лишиться его (не только «М», но и любого другого, если его наличие будет установлено) за грубые нарушения ПДД, включая, например, управление в состоянии опьянения. Да-да, за езду на электросамокате после бутылочки пива запросто можно на 1,5 – 2 года перейти в статус пользователя общественного транспорта или того же самоката, но приводимого в движение по старинке – толчковой ногой наездника! Незадачливого ездока еще и оштрафуют на отнюдь не символические 30 тысяч рублей.

Но что делать с моноколесами, гироскутерами, сегвеями и прочими средствами, которые в ПДД как самостоятельный вид транспорта никак не обозначены? ГИБДД пока приравнивает их к пешеходам, то есть де-юре их правовой статус все же определен, а порядок движения установлен в ПДД. Соответственно и спрос за нарушения с них как с безлошадных. Увы, но ограничиться этим не получится, ведь для пешехода, передвигающегося со скоростью 20-30 км/ч, все же нужны какие-то рамки. На тротуаре он может травмировать других, выезжая на проезжую часть, – стать полной неожиданностью для водителей. Установить правила не так просто ввиду отсутствия вразумительной классификации колесных гаджетов. Даже если ее удастся сформулировать (допустим, разделив электротранспорт по конструктивным особенностям, включая количество и расположение колес или наличие устройства самобалансирования, тягово-скоростным характеристикам), следом возникает проблема контроля. Ведь в отличие от автомобиля или мотоцикла, подобные средства не сертифицируются, документы на них не выдаются, в госорганах они не регистрируются, а значит, узнать, какими именно характеристиками обладает тот или иной транспорт, практически невозможно. Но даже если такую возможность удастся реализовать, например, путем законодательного регулирования их обращения на территории нашей страны (введение правил ввоза, продажи, проката), совершенно не ясно, как осуществлять контроль за внесением в их конструкцию изменений. Как бы там ни было, в ближайшие год-два поправки в Правила дорожного движения, касающиеся пользователей персонального электротранспорта, появятся. Но вот решит ли это проблему, покажет время.

Власти намерены внести поправки в ПДД для «водителей» гироскутеров и электросамокатов

Без обязательств

В мире проблема так называемой «микромобильности» известна уже не первый год. Столкнувшись с аварийностью с участием этой категории участников движения, в условиях отсутствия единых международных правил власти пошли разными путями: от игнорирования этой категории участников дорожного движения до полного запрета на использование сегвеев, электросамокатов и прочего на улицах городов. Например, в Великобритании им запретили передвигаться на общественных пространствах. В Дании (?) сегвеи приравняли к велосипедам, разрешив пользоваться соответствующей инфраструктурой. В Германии на дорогах официально разрешено использовать лишь крупные сегвеи, причем для этого они должны быть зарегистрированы, а пользователь – иметь права. Более последовательно действует Франция, где с осени 2019 года движение электротранспорта регламентируется достаточно четко: от ограничений скорости 25 км/ч до пользования защитными шлемами. Когда очередь дойдет и до нашей страны, по всей видимости, «изобретать велосипед» не потребуется, а надо будет воспользоваться уже имеющимся зарубежным опытом.

Регистрировать электротранспорт пока что не требуется. Но скоро это может измениться

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; jivchik83/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Девушка года Playboy-2018» From Siberia with love Девушка года Playboy-2018» From Siberia with love

«Девушка года Playboy-2018»: Лидия Пономарева – из Сибири с любовью

Playboy
Венский дневник Венский дневник

В Вене много всего модного и нового, о чем стоит узнать

Seasons of life
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Как Марракеш становится столицей творчества Как Марракеш становится столицей творчества

О жизни и работе в североафриканском креативном оазисе

Vogue
Renault Arkana. В военкомате не ждут Renault Arkana. В военкомате не ждут

Новый автомобиль повышенной проходимости от Renault

АвтоМир
Почему вам нужна резинка для волос, как у Милли Бобби Браун в «Очень странных делах» Почему вам нужна резинка для волос, как у Милли Бобби Браун в «Очень странных делах»

Добавьте в гардероб немного беззаботного подросткового настроения

Vogue
Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018» Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Playboy
Кейт Буш Кейт Буш

Правила жизни певицы Кейт Буш

Esquire
Упал, очнулся – небоскреб! Упал, очнулся – небоскреб!

В Азербайджане есть чем заняться автомобильному туристу

АвтоМир
Вашей бабушке это понравится: зачем рестораны создают собственные фермы Вашей бабушке это понравится: зачем рестораны создают собственные фермы

Анна Кукулина рассказывает историю любви шеф-поваров к фермерскому делу

Forbes
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
На грани катастрофы: почему Россия снова теряет население? На грани катастрофы: почему Россия снова теряет население?

Татьяна Голикова заявила, что «страна катастрофически теряет население»

Forbes
Робочоп Робочоп

Россию можно назвать мировой столицей частных охранных предприятий

Популярная механика
Я наберу Я наберу

В рассказе «Я наберу» реальность — вместилище для ужасных событий

Esquire
Свой монастырь Свой монастырь

История возникновения отшельничества

Вокруг света
Кто владеет московскими кладбищами. Как столичный ритуальный рынок заняли ставропольские бизнесмены — и при чем тут ФСБ Кто владеет московскими кладбищами. Как столичный ритуальный рынок заняли ставропольские бизнесмены — и при чем тут ФСБ

Откуда взялись новые выгодополучатели московского похоронного рынка

СНОБ
Полет над красной пустыней Полет над красной пустыней

Инопланетная авиация возможна, вот только аппараты придется сделать специальными

Популярная механика
Кирилл Иванов (СБПЧ) — о Боге, политике и музыке, деле Голунова и о том, почему он никогда не переслушивает свои песни Кирилл Иванов (СБПЧ) — о Боге, политике и музыке, деле Голунова и о том, почему он никогда не переслушивает свои песни

В интервью Esquire лидер СБПЧ Кирилл Иванов рассуждает о семейных ценностях

Esquire
Розовая пантера Розовая пантера

Кьяра Ферраньи выпускает совместную коллекцию макияжа с Lancôme

Vogue
Дело шьют Дело шьют

Сын главы Ростеха Сергей Чемезов-младший занялся легкой промышленностью

Tatler
Обвал после бума: как рынок жилья отреагирует на новые правила строительства Обвал после бума: как рынок жилья отреагирует на новые правила строительства

Новые правила жилищного строительства существенно повлияют на рынок

Forbes
Полный комплект Полный комплект

Собираясь на отдых в жаркие страны, продумайте, что взять с собой в поездку

StarHit
«Я им поверил». Дерипаска рассказал детали своих разговоров с ФБР «Я им поверил». Дерипаска рассказал детали своих разговоров с ФБР

Олег Дерипаска поделился деталями своих переговоров с ФБР в 2009-м и 2016 году

Forbes
Каково это — быть художником Каково это — быть художником

Esquire побывал на финале конкурса Absolut Creative Competition в Стокгольме

Esquire
Кто одет лучше: Стивен Спилберг или Тэрон Эджертон Кто одет лучше: Стивен Спилберг или Тэрон Эджертон

Куда летом без битвы гавайских рубашек

GQ
Я еще не готова: что такое отложенное материнство и кому оно пригодится Я еще не готова: что такое отложенное материнство и кому оно пригодится

В современном мире выбор, когда рожать ребенка (и рожать ли), очень непростой

Cosmopolitan
Феномен Лабковского: как самый узнаваемый психолог России зарабатывает 130 млн рублей в год на лекциях о счастье Феномен Лабковского: как самый узнаваемый психолог России зарабатывает 130 млн рублей в год на лекциях о счастье

Михаил Лабковский стал одним из первых популяризаторов психологии в России

Forbes
Секта Секта

«Секта» — проза Дарьи Бобылевой о фольклорной нежити в простой городской жизни

Esquire
Медленно, по-европейски Медленно, по-европейски

Настоящий прогресс — добиться того, чтобы новое естественно вырастало из старого

Seasons of life
Незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму задержали до несанкционированной акции у мэрии Незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму задержали до несанкционированной акции у мэрии

Первые задержания начались утром 27 июля

Forbes
Открыть в приложении