Актуальная тема
Чем нам грозит 2017 год?
В 2016 году в законодательстве РФ было не так много изменений, касающихся водителей. Но не потому, что власти ленились придумывать что-то новенькое. Напротив – депутаты и чиновники изобрели множество нововведений, среди которых масса спорных. Как раз их-то и отложили на наступающий 2017 год
Сейчас, конечно, на слуху, прежде всего, введение платного въезда в города России, все подробности о котором рассказывает наш обозреватель Илья Фишер на следующем развороте журнала. Но не стоит забывать о множестве других инициатив, которые уже или приняты, или хотя бы оформлены в законопроекты, проекты приказов МВД, проекты постановлений правительства.
Из многочисленных ведомств в уходящем году отправлялась в хождение по инстанциям такая масса инициатив, что в них нетрудно запутаться. Мы отобрали восемь самых важных и самых реалистичных нововведений, с которыми водители волей-неволей познакомятся в 2017 году.
Все эти нововведения подаются авторами под одним соусом – поменять то-то и то-то в действующей системе необходимо ради повышения безопасности дорожного движения в России и ради блага (а заодно удобства, комфорта) самих водителей. Одновременно все эти инициативы – без исключения – обеспечат наполнение бюджетов тех органов или структур, которые идею изначально подали. Это не всегда очевидно, но, если присмотреться, выгоду для авторов предложений можно найти абсолютно в каждой идее. Что же, это правильно! На дворе кризис, госбюджет худеет, наполнять его, чтобы кормить пенсионеров, малоимущих, да и всех бюджетников вообще – необходимо. Логику отъема денег у автомобилистов тоже понять можно – у кого хватило денег на машину, хватит и на то, чтобы поделиться с бюджетом. Но все равно не покидает острое чувство несправедливости. Возможно, потому, что подобная логика не всегда работает в России.
Чиновники и депутаты не учитывают, что автомобиль в нашей стране практически никогда не приобретают «в соответствии с доходом». Ваша машина стоит столько, сколько вы получаете за три месяца? Серьезно? Автомобили берут в кредит на долгие годы и для большинства семей даже те минимальные 8-10 тысяч рублей, которые приходится отдавать ежемесячно за самую простую машину – крайне чувствительны. Циники говорят, мол, «нет денег – ходите пешком». Увы, пешком в России не особенно много куда можно добраться. Но это сейчас. Хочется надеяться, что все изменения постепенно приведут к тому, что это перестанет быть правдой. Но сначала все равно придется платить.
Система ЭРА-ГЛОНАСС становится обязательной
Разработчики ЭРА-ГЛОНАСС обещают, что когда система будет полностью внедрена, она поможет спасти жизни 4000 человек ежегодно
Уже с 1 января 2017 года новые автомобили, ввозимые в Россию (а также в Белоруссию и Казахстан – они тоже члены Таможенного союза), должны быть оснащены системой экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. В случае аварии эта система автоматически передает информацию о ДТП и координаты машины в центр реагирования. По расчетам создателей системы, оперативное прибытие помощи поможет сохранить тысячи жизней водителей и пассажиров, которые погибают из-за несвоевременного прибытия медиков. Автопроизводители готовились к этому нововведению уже давно и проблем с импортом новых автомобилей быть не должно. Но в декабре россиян напугали слухами о том, что и подержанные автомобили, не оборудованные ЭРА-ГЛОНАСС, окажутся под запретом. Однако Федеральная таможенная служба уже дала разъяснения по этому поводу: «При наличии действующего свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, оформленного до 1 января 2017 года и не содержащего информации об оснащении транспортного средства устройством вызова экстренных служб, паспорт транспортного средства может быть оформлен».
Были нарушения? ОСАГО дороже!
Для водителей, допустивших от 5 до 9 нарушений ПДД за год, хотят ввести дополнительный повышающий коэффициент по ОСАГО: 1,86 к базовому тарифу
Такая норма, к счастью, пока еще не принята, но предложение ввести в систему тарификации ОСАГО повышающие коэффиценты для водителей, которые нарушают ПДД, включено в пакет предложенных поправок к закону об «автогражданке», которые с очень большой долей вероятности будут рассматриваться в наступающем году. Этот пункт выглядит – в отличие от ряда других – реалистичным и серьезных споров вокруг него пока что не замечено. Страховые компании ищут любые способы поднять тарифы на ОСАГО, а закон уже отобрал у них возможность пересматривать слишком часто что базовую ставку, что региональные коэффициенты. Сделать «автогражданку» дороже для нарушителей – отличный способ и доход не упустить, и в борьбе за безопасность дорожного движения отметиться. Интеграция баз данных ГИБДД и страховых компаний – уже этап пройденный, так что подключить страховщикам еще и информацию о штрафах – дело техники. В пресс-службе Российского союза автостраховщиков уверяют, что повышающие коэффициенты, если они будут приняты, коснутся лишь 5% водителей, самых злостных нарушителей. Впрочем, к тому моменту, когда готовящиеся поправки станут принимать, эти 5% вполне могут превратиться и в 25%, и в 50%. Почему нет?
Акцизы на бензин растут. А цены?
Депутаты Госдумы еще в начале ноября приняли ряд изменений в Налоговый кодекс РФ, в числе которых было сохранение ставки акциза на автомобильный бензин класса Евро-5 в наступающем году в размере 10,13 тысяч рублей за тонну и увеличение акциза на дизельное топливо до 6,8 тысяч рублей за тонну. После этого представители некоторых нефтяных компаний заявили, что с такими акцизами в 2017 году рост розничных цен на топливо может составить 8-12%. И это без учета роста мировых цен на нефть, который тоже обычно ведет к подорожанию российского бензина и дизеля в рознице. Впрочем, федеральная антимонопольная служба иначе оценивает ситуацию – в ФАС недавно заверили, что рост цен на топливо в 2017 году не превысит инфляцию. Целевой же показатель инфляции, которым оперируют российские финансовые институты на 2017 год – 4%. Звучит оптимистично – и в такие цифры хочется верить.
Впрочем, если пересчитать абстрактные проценты в кровные рубли, становится не так весело. Например, если сейчас вы отдаете за литр Аи-95 в среднем 38,04 рубля, то через год будете платить уже 39,56 рубля. Так выглядит рост на 4%. А если поверить нефтяникам и прибавить 12%, то выйдет совсем неприятно – 42,6 рубля за литр Аи-95.
Изменения средних цен на бензин в декабре, % (Росстат)
За правами – в МФЦ
Осенью, в сентябре, была утверждена новая редакция постановления правительства, касающаяся порядка работы многофункциональных центров по предоставлению государственных услуг, которая в том числе определяет порядок выдачи водительских удостоверений в этих самых МФЦ. Выдача прав в МФЦ должна быть организована уже с 1 февраля 2017 года во всех регионах страны. Причем речь идет не только о замене ранее оформленного водительского удостоверения, но и о проведении экзаменов!
При том, что 1 февраля – это уже очень скоро, никаких разъяснений от МВД или ГИБДД о том, как будут проводиться экзамены через МФЦ пока что не было. Ряд экспертов уже успели высказать сомнения в том, что эту систему удастся вовремя запустить с полным функционалом, предуcмотренным постановлением правительства. Однако именно с оформлением самого водительского удостоверения проблемы вряд ли возникнут – ведь в изготовлении карточки нет ничего особенно сложного. Тем, кому права надо просто поменять, очереди в ГИБДД отстаивать не придется!
Санкции за «опасное вождение»: уже совсем скоро
За «опасное вождение» хотят ввести штраф в 5000 рублей
Пока что проект изменений КоАП, в котором идет речь о введении штрафа за опасное вождение, не принят. Но ни у кого нет сомнений, что Дума возьмется за документ в ближайшее время и санкции будут введены весной или, в самом крайнем случае, летом 2017 года. С водителей, уличенных в «опасном вождении» хотят брать по 5000 рублей. Эта сумма, как и сама идея штрафа не вызывают возражений у представителей госорганов, которые единодушно выступают за введение штрафа уже почти в течение целого года. При этом общественные организации, которые в большинстве своем согласны с тем, что с лихачами нужно бороться, считают, что предложенные полицией методы не помогут навести порядок на дорогах, а лишь дадут толчок росту коррупции. Дело в том, что право решать, является ли вождение опасным или нет, будет целиком и полностью отдано инспекторам ДПС. Именно на их «глазок» станет определяться, например, безопасная дистанция или боковой интервал, которые никак не прописаны ни в ПДД, ни в каком другом регулирующем документе.
Как «опасное вождение» определено в ПДД?
«Опасное вождение» – неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Чиновники не смогут арендовать дорогие автомобили
Правительство перекрыло чиновникам и госслужащим лазейку, которой они пользовались, чтобы обойти запрет на покупку дорогих автомобилей за счет бюджета. Теперь премиальные машины они не смогут ни арендовать, ни брать в лизинг. Соответствующее постановление правительства вступает в силу с 1 января 2017 года.
Чересчур «крутыми» для чиновников будут считаться автомобили с двигателями мощностью свыше 200 л.с. и стоимостью более 2,5 млн рублей. Собственно, такие же критерии были установлены годом ранее, но они касались исключительно покупки таких машин. Но госслужащие тогда быстро сориентировались и стали не приобретать служебные автомобили, а арендовать их разными способами. С 2017 года такие трюки больше не пройдут. Под запретом будет не только аренда и лизинг, но даже и пользование услугами такси, если автомобили таксопарка не соответствуют новым требованиям.
Бумажных ПТС скоро не будет
Выдача привычных бумажных паспортов транспортных средств для новых автомобилей прекратится в России с 1 июля 2017 года. Их заменят электронные документы, в которых будет содержаться вся та же информация. Созданием системы хранения и обработки данных всего автопарка РФ занимается компания «Электронный паспорт», которая входит в госкорпорацию «Ростехнологии». Когда двухлетний переходный период завершится, вся автомобильная техника страны будет учтена в новой базе данных. Это позволит как защитить автовладельцев от воров и мошенников, так и усилить контроль за выпуском и выводом транспорта из обращения, за поступлением в бюджет налогов и таможенных сборов.
Переход на электронные ПТС будет постепенным, так что никуда бежать, чтобы поменять документы, не надо.
Страховщиков послали онлайн
Все российские страховые компании, работающие в системе ОСАГО, уже с 1 января 2017 года будут обязаны продавать полисы «автогражданки» через Интернет. До сих пор электронные полисы реализовывались ими по желанию – а желание такое было не у всех страховщиков. При этом возможность приобрести ОСАГО онлайн, расплатившись банковской картой и никуда специально не выезжая, крайне необходима жителям отдаленных населенных пунктов, в которых или вообще нет офисов страховых компаний, или есть представительства только одного-двух монополистов. Так называемые е-полисы стоят ровно столько же, сколько и обычные бумажные. Сам бланк водителю нужно распечатать самостоятельно и возить с собой – эту обязанность никто не отменял. При этом инспекторы ГИБДД могут проверять подлинность полиса, приобретенного онлайн, через единую базу данных страховых компаний, где содержится вся информация об оформленных страховках.
350 000 электронных полисов ОСАГО было продано в России с 1 июля 2015 года
А если сбой?
«При невозможности из-за технических причин заключения страховщиком е-полиса клиент с его согласия перенаправляется на сайт другого страховщика, который будет предложен случайным выбором по номеру ПТС. Решение обеспечит максимально возможную степень защиты прав потребителей».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl