Автомат без магазина: почему Лукашенко будет защищать свой режим до последней капли крови белорусов
Диктаторы типа Чаушеску защищают даже не свой режим, а просто самих себя. Но наступает момент, когда диктаторы полностью теряют социальную базу, и «50 тысяч проверенных пролетариев» не приходят на помощь
Лукашенко так и не понял свой народ. Превратившись в карикатурного злодея из мультфильма, везде таскающего за собой несчастного сына Колю, на этот раз в полной выкладке батька явился в образе защитника собственного дворца, который никто не собирался штурмовать — именно в силу мирного характера протеста.
Это странное смешение образов — от Сальвадора Альенде с автоматом до Николае Чаушеску в вертолете — неизбежно провоцирует исторические флешбэки. И конечно, главный из них — 1989-й с бархатными революциями.
У диктаторов два способа поведения — идти на переговоры о смягчении политического режима, как это было в случае «Гражданского форума» в Чехословакии и «Солидарности» в Польше, или стоять до последнего, как это происходило в Румынии. Распорядок действий предопределен: в обоих случаях приходит новая демократическая власть. В «бархатных» ситуациях представители старой власти даже остаются в элите, в более жестких вариантах диктатор заканчивает, как Чаушеску. Возможно еще бегство за зеленый забор на Рублево-Успенском шоссе, но об этом надо договариваться быстро и заранее…