Ашот Серопян, RBS: «Сегодня консалтинг в нашем лице — это целая экосистема»
Что такое бизнес во время потрясений, какие качества позволяют проходить через кризисы и чем здесь могут помочь консультанты — объясняет Ашот Серопян, управляющий партнер компании RBS.
Десятилетие RBS совпало с серьезными изменениями в экономике вообще и на вашем рынке в частности. Как вы оцениваете происходящее в консалтинге, в том числе уход иностранных компаний?
— Мне кажется, 2022 год показал несколько важных вещей. Во-первых, рынок консалтинговых услуг был весьма неоднороден, консультантом себя называл каждый. Во-вторых, кровеносная система рынка сильно застоялась, так как ландшафт игроков за последние лет 20 не сильно менялся. Поэтому сейчас идет естественный процесс развития рынка в кризисных условиях, когда меняется ландшафт, кто-то из игроков уходит, появляются новые, появляется здоровая конкуренция.
Уход иностранного консалтинга из России — это, безусловно, освобождение определенной доли рынка. Меняет ли это что-то для нас? Скорее нет, так как мы имеем немного разные подходы к работе. Международные консалтинговые компании — заложники собственного шаблонного подхода, который не всегда подходит для бизнеса в России. Мы же знаем наш рынок довольно тонко и точно. Знаем специфику процессов в регионах, хорошо понимаем, чем живут города-миллионники, осознаем специфику взаимодействия Москвы со всей остальной Россией. Имеем более персонализированный подход к компаниям, учитываем особенности менталитета, культуры, традиций. Сегодня консалтинг в нашем лице — это не просто юрист, пиарщик или финансист. Это целая экосистема, которая может встроиться или наладить любой процесс, касающийся бизнеса.
— Как изменился в последнее время спрос на услуги консалтинговых компаний? С каким запросом приходят новые клиенты и что хотят изменить постоянные?
— Интересно, что пандемия подталкивала как существующих, так и новых клиентов к поиску новых вариантов развития, иных форматов взаимодействия. Сейчас мы в принципе имеем типичный кризис цепочек поставок, но в условиях дефицита, что глобально меняет структуру запросов клиентов на поиск реальных решений, оценивание этих решений с точки зрения воплощения их в жизнь. Запросы наших существующих клиентов все больше требуют от нас системы единого центра принятия решений. Необходимо умение проектировать и масштабировать экспертизу, совмещать инструментов. По новым клиентам мы видим, что основной запрос либо связан с конкретным инструментарием, либо касается глобального вопроса, что делать дальше.